Rok Air Force/Keystone Press Agency/Global Look press
Все больше западных стран соглашаются поставить Украине американские многоцелевые истребители F-16. На днях бельгийское правительство заявило о готовности передать ВСУ 30 самолетов к 2028 году. Первые машины могут появиться в украинском небе к концу текущего года. Голландия и Дания не только заявили о поставках истребителей, но и разрешили их использование против целей, находящихся на территории России. В то же время украинские пилоты завершают тренировочные полеты и уже в течении лета будут готовы пополнить сильно поредевшие ВВС Украины.
Украинская армия с нетерпением ждет поступления американских самолетов из-за начавшегося российского наступления на второй по величине и значимости украинский город — Харьков.
По заявлению министра обороны Украины Рустема Умерова, «Россия направляет на фронт все больше живой силы и техники» спустя более чем 27 месяцев после начала полномасштабного вторжения. «Их цель — открыть новый фронт на севере, чтобы начать использовать всю свою рабскую силу и огневую мощь против нас».
Для прикрытия с воздуха украинской армии требуется не менее 60 современных самолетов, считает советник президента страны Михаил Подоляк. По его словам, «авиация остается одной из важнейших потребностей Украины, а 100–120 самолетов будут «оптимальным» количеством, учитывая протяженность линии фронта и интенсивность продолжающихся боевых действий».
Пока же союзниками обещано Украине 45 боевых машин, из них всего шесть будут поставлены в текущем году. Этого количества явно не хватит, чтобы украинские летчики в обозримом будущем могли получить желаемое господство в воздухе.
Украинское командование испытывает большой дефицит авиации с первых дней войны. С февраля 2022 года Россия использовала запасы ракет большой дальности, чтобы нанести максимальный ущерб украинским ВВС и разрушить как можно большее количество самолётов, находящихся в глубине за линией фронта.
Незадолго до начала полномасштабного вторжения украинские военные адекватно оценили исходящую от России угрозу и построили сеть отдельных взлётно-посадочных полос, расположенных в укромных точках в разных концах Украины.
Благодаря таким «пряткам» украинцам удалось сберечь большую часть собственной авиации. Сегодня на этих объектах они успешно заправляют и меняют боекомплекты своих боевых машин.
Но в целом правительство Украины не считало, что страна живет бок о бок с агрессором, и практически не занималось таким дорогостоящим процессом, как реформирование ВВС. Поэтому Украина воюет на самолётах ещё советского производства, значительно уступающих сильно модернизированным Россией МиГ-29 и Су-35.
Поставки боевых самолётов советского производства из разных, в основном восточноевропейских, стран несколько восполнили потери украинской авиации. Но современные F-16 в достаточном количестве могут помочь стране достичь желаемого превосходства в воздухе.