Прибытие первого поезда в Воркуту, 28 декабря 1941. Фото начальника строительства железной дороги  Воркутлага Якова Фомина

Прибытие первого поезда в Воркуту, 28 декабря 1941. Фото начальника строительства железной дороги Воркутлага Якова Фомина

Отрывок из книги американского историка, профессора Техасского технологического университета Алана Баренберга «От города ГУЛАГа к моногороду. Принудительный труд и его наследие в Воркуте» (русский перевод выходит в Новом литературном обозрении) рассказывает о «ретюнинском деле» — восстании, в одном из лагпунктов Воркутлага в январе 1942 года

«Те из заключенных ГУЛАГа, чьи сроки заканчивались во время войны, оставались в местах лишения свободы. Таким образом, в течение войны около тысячи узников Воркутлага оставались в лагере после окончания сроков их заключения. "Менее опасные" заключенные после окончания сроков могли покинуть зону, но должны были оставаться в ее окрестностях на положении ссыльных, чего раньше не было. К концу войны в Воркуте было около 3 тысяч таких ссыльных. Эта политика предотвращала не только возвращение подозрительных элементов на советский "материк", но и отъезд значительной доли воркутинской рабочей силы в то время, когда в ней остро нуждались для выполнения непосильных задач [по добыче угля], поставленных Сталиным и Берией».