Отделение Райффайзен Банка на Тверской улице в Москве

Отделение Райффайзен Банка на Тверской улице в Москве

Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press

Про Райффайзенбанк в России долго шутили, что он, как в анекдоте, прощается, но не уходит. И вот, наконец, процесс пошел: банк объявил, что со 2 сентября прекращает переводить деньги за пределы России.

В первых сообщениях говорилось, что будут прекращены переводы от физических лиц, но в сообщении самого банка сказано, что речь идет и о физических, и о юридических лицах. Операция останется доступной только для ограниченного круга клиентов «в сфере крупного и международного бизнеса». Последние переводы можно будет оформить до 16:00 мск 30 августа. Изменения не затронут переводы в рублях в страны, которые такие переводы принимают.

Прекращение переводов сам банк объясняет решение материнской структуры — группы RBI в связи с предписанием ЕЦБ. То есть, честно признается в том, что делает это против своей воли. Что неудивительно: хотя в прошлом году прибыль его в России уменьшилась на 34,8%, все равно российская «дочка» принесла 60% общей прибыли группы RBI. Более того: работа российского подразделения помогала повысить прибыль «дочек» в других странах, особенно тех, куда массово эмигрировали россияне.

Например, в Сербии местный Raiffeisen Banka — самый популярный у российских эмигрантов банк. Именно через него они выводят деньги из России за проданные квартиры и машины, именно в нем открывают счета — правда, теперь банк открывает счета только тем, у кого есть рабочий контракт с сербским работодателем.

В России Райффайзенбанк пользовался популярностью не только у тех, кто распродавал свое имущество, но и у тех, кто продолжал пользоваться услугами иностранных брокеров — прежде всего, американским Interactive Brokers, до сих пор принимающего российских клиентов и предоставляющего доступ к широкому спектру ценных бумаг США. Теперь инвесторам придется либо выбирать биржи дружественных стран, прежде всего, Казахстана, либо искать пути пополнения счета, либо полностью уходить с международного рынка. У каждого варианта есть свои проблемы. Казахские брокеры имеют более ограниченный список бумаг, что накладывает ограничения на применение торговых стратегий; IB строго следит за легальностью приходящих средств и может не принять перевод, если посчитает объяснение происхождения денег недостаточным (а при переводе через банки дружественных юрисдикций, например, армянские, казахские или киргизские вполне может возникнуть разрыв в подтверждении средств — например, если вы отправите свою зарплату туда переводом); остаться с российским рынком — значит, принять на себя все его риски.

У тех, кто продает свое имущество, положение не лучше.