Михаил Дмитриевич Прохоров, приобретая 80% американского баскетбольного клуба «Нью-Джерси Нетс» (New Jersey Nets), едва ли размышлял в духе: «А не купить ли мне какой-нибудь клуб NBA?». Для него это, прежде всего, бизнес, пусть и далеко не основной и едва ли приносящий значительные деньги. С одной стороны, владеть клубом NBA – это вопрос престижа. А с другой – проект гарантированно не будет убыточным. «Нетс» может стать очень удачной покупкой, ведь на данный момент это один из самых дешевых клубов в лиге. По некоторым оценкам, «Нетс» сейчас на 26-м месте из 30 по стоимости, то есть пятый по дешевизне. После того как клуб переедет из Нью-Джерси в Нью-Йорк, он потенциально сможет зарабатывать гораздо больше и, в том числе, наверняка постарается привлекать новых звездных игроков. С игроками в США – отдельная история. Основная часть расходов любого баскетбольного клуба – именно их зарплата. И если в России и Европе это совершенно закрытая информация, то в США такого рода данные должны быть прозрачными, что регулируется общегосударственным законодательством и правилами лиги. Причем, если клуб превышает определенный «потолок зарплат» (в этом сезоне – $56 млн), то попадает под значительный дополнительный налог. Если раньше руководство «Нетс» старалось не выходить за эту черту (да и не имело возможности выйти), то с переездом в Нью-Йорк все может измениться, и о политике экономии будет забыто. Будет ли Прохоров принимать непосредственное участие в делах команды? Вообще, в случае таких крупных спортивных сделок следует в первую очередь принимать во внимание личность покупателя. В NBA можно вспомнить пример миллиардера Марка Кьюбана, который скупал сильнейших игроков для «Даллас Маверикс» и вкладывал огромные деньги в этот проект на протяжении десяти лет. Это – пример искреннего фаната баскетбола, готового болеть за свою любимую команду, сидя в первом ряду в футболке и джинсах, и вступать в перепалки с тренерами и судьями по каждому случаю. Прохоров производит впечатление человека расчетливого, едва ли он окажется сумасшедшим владельцем клуба, и станет очертя голову вкладывать огромные деньги в этот бизнес. Тот же прогноз подтверждает и его российский опыт. Насколько мне известно, в рамках сотрудничества «Норильского никеля» с московским ЦСКА («Норникель» выступал в качестве генерального спонсора команды), согласовывался только бюджет, но никто не вмешивался в игровую политику клуба. Кроме того, в случае с «Нетс» надо также помнить о том, что американский баскетбольный рынок значительно отличается от европейского и, тем более, российского: там сложная система законов и правил, это целый мир из 30 команд, в особенностях которого не так просто разобраться человеку со стороны. С точки зрения организации бизнеса и мировоззрения, американский баскетбол на десять голов выше российского, нам есть чему учиться и чему завидовать. В США команды проводят минимум 82 матча в сезоне, а у нас абсолютный максимум – порядка 50 – 60 матчей. Наш баскетбол находится в куда более расслабленном состоянии. В Америке нормальная ситуация: вот ты сыграл, быстро заскакиваешь взять вещи в гостиницу или, даже не заезжая в номер, сразу садишься на самолет, пролетаешь несколько тысяч километров, и играешь в другом городе, потом опять самолет, снова игра – и вот так, в совершенно безумном графике, проходит сезон. Научиться работать каждый день и посвящать работе максимум сил и времени – вот какой опыт очень пригодился бы нашему баскетболу. Я прекрасно понимаю, что наши клубы в вопросах бизнеса – своего рода бездонные колодцы, в которые можно бесконечно вкладывать деньги и не понимать, куда они исчезают. Система российского спорта настолько несовершенна, что стоило лишиться поддержки богатых людей, которые не смогли себе позволить в условиях кризиса вкладывать большие деньги в спорт, как 4 клуба из 13, участвовавших в прошлом чемпионате России, объявляют о том, что они не смогли найти денежной поддержки и потому выходят из игры. Ошибка, наверное, в том, что люди, вкладывающие деньги в российский спорт, не пытаются его изменить с точки зрения организационной структуры, из-за чего до сих пор продолжает действовать совершенно нежизнеспособная советская патерналистская модель. Именно поэтому я очень далек от того, чтобы обвинять Прохорова, – мол, посмотрите, какой нехороший человек, вкладывает деньги в иностранные клубы, нет бы лучше нашим помог. Все правильно: бизнес есть бизнес. А где бизнеса нет, там его присутствие и не нужно.