Учебники Economics – книги, по которым студенты MBA по всему миру изучают основы экономики: предлагают несколько признаков «совершенной конкуренции» на том или ином рынке. Такая конкуренция определяется большим числом продавцов и покупателей, схожестью предлагаемых продуктов или услуг, полным и равным доступом участников рынка к информации о ценах, мобильностью производства и свободой входа на рынок и выхода с него. В этой ситуации ни один из продавцов не имеет возможности значительно изменить цену на продукт или услугу, а покупатель может выбирать из практически бесконечного числа вариантов. «Совершенная конкуренция» – это, конечно, теоретическая модель, которая в реальной жизни не встречается – к ней можно только стремиться. Однако недавно я обнаружил, насколько близко к ней можно подойти и в российской экономической действительности. Все началось с того, что одна моя знакомая решила поменять старые деревянные окна в своей квартире на новые стеклопакеты. Будучи девушкой технически продвинутой, естественно, информацию она стала искать в интернете, переходя с поисковой страницы как по рекламным ссылкам, так, собственно, и по обычным результатам поиска. Позже она рассказывала, что очень удивилась тому, что цены на установку окон на всех сайтах предлагались примерно одинаковые, причем вне зависимости от того, насколько большой или известной была та или иная фирма. В целом ничего удивительного тут нет – в одной и той же ценовой категории работают сразу несколько производителей, размеры окон в нашей архитектуре достаточно стандартные, процесс производства и установки подходящих окон тоже стандартизирован и позволяет делать продукцию «под заказ» из простых комплектующих. Вдобавок, фирм, предлагающих подобные услуги, много, поэтому с одной стороны ни одна из них не может цены резко повысить (конкуренты обойдут), а с другой – не может и резко их снизить (невыгодно). Ну и собственно добавленная стоимость у пластиковых окон сравнительно невелика – для покупателя значимой разницы между тем или иным оконным брендом практически нет. Примечательно другое – практически на всех увиденных моей знакомой сайтах наличествовали не только каталог продукции и цены на услуги, но еще и форма быстрого заказа, калькулятор стоимости услуг, возможность получить мгновенную онлайн-консультацию от специалиста и даже круглосуточный телефон (я все пытаюсь представить, кто звонит по поводу установки окон в 3 ночи). Пластиковые окна – это ведь оффлайн, правда? Но зато сайты этих компаний построены по всем правилам онлайн-бизнеса. Самая важная информация доступна либо на главной странице, либо в один клик. Все вопросы можно задать либо сразу на сайте, либо отправив электронный запрос. Стоимость рассчитывается мгновенно. Заказ осуществляется быстро и просто. А особо въедливые (или еще не определившиеся) клиенты могут легко найти огромное количество информации о пластиковых окнах, их преимуществах, а также сравнительные характеристики, советы по выбору, установке и уходу. Работая в среде, близкой к «совершенной конкуренции», эти оффлайновые компании сегодня бьются за клиентов в Рунете. По данным «Blondinka.Ru», в июле этого года «пластиковые окна» возглавили список самых дорогих ключевых слов для контекстной рекламы – стоимость клика доходила до 771 рубля (задумайтесь, 25 долларов только за один переход на сайт! Какова же, на самом деле, доходность этого бизнеса?!). Естественно, компания заинтересована, чтобы на сайте пользователь не только нашел нужную информацию, но и сделал заказ – и поэтому использует каждую возможность создать наиболее комфортные условия для совершения целевого действия. Снижая барьер входа для самых разных видов бизнеса, Интернет еще и создает предпосылки для той самой «совершенной конкуренции» – похожая ситуация к примеру складывается и с интернет-магазинами электроники. Это только вопрос времени – когда «совершенная конкуренция» начнет проявляться и в вашей бизнес–нише. И здесь во главу угла нужно будет ставить не только эффективность вашей рекламной кампании (т .е. сколько человек перешло ваш сайт), но и то насколько он удобен и интересен, насколько быстро пользователь может осуществить на нем нужное ему действие. «Окно возможностей» открывают не Интернет и не ваш сайт сами по себе, но кропотливая работа по созданию и поддержанию полноценного онлайнового сервиса для пользователя и бизнес-процессов, которые позволят такой сервис предоставить. Именно этому можно поучиться у российских компаний, которые ставят пластиковые окна. И все это при том, что в поисковой и контекстной рекламе запрос по словам «пластиковые окна» – такое же общее место, как «поэт – Пушкин» и «компьютеры – Apple». Может, он потому и стал банальностью, что это – почти совершенная конкуренция?
Пластиковые «окна возможностей»
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Снижая барьер входа для самых разных видов бизнеса, интернет еще и создает предпосылки для той самой «совершенной конкуренции»
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет