Китай стал автомобильным рынком номер один – сегодня это очень обсуждаемая новость. Обилие новостей и кричащих заголовков создают ощущение скандальности и неожиданности. А ничего неожиданного нет. Прогнозы роста продаж в США не позволяли спрогнозировать первенство Китая по объемам авторынка. А прогнозы роста рынка США не оправдались. Продажи там упали. Рухнули. Хотя косвенные признаки на это указывали давно: клиенты в США еще два года назад начали выбирать более экономичные автомобили, срок эксплуатации которых больше. Если средний американец менял машину раз в 1,8 года, то сейчас уже этот срок с 2008 года вырос до 2,2 года. Это, кстати, 20%, что очень много для динамического показателя. Кроме того, стали сдавать традиционные американские марки производства «Большой тройки», а они были лидерами по ежегодным обновлениям моделей. Не стоит забывать, что производители очень сильно обожглись на различных кредитных продуктах. Например, Mitsubishi фактически раздавали свои машины, и первый платеж по рассрочке наступал через два года. Через два года им просто вернули тысячи машин без денег. Потому и к нам приехало огромное количество доступных Мицу из США: Галанты, Паджеро Спорт, обычные Паджеро. Поэтому в 2009 году производители и дилеры ограничивались акциями в поддержку программы «деньги за драндулеты». Но драндулеты захотели сдать далеко не все. Наоборот, в США выросла группа людей, которые предпочитают ездить на машине за 500 долларов, чтобы не платить за страховку и т.д. Те, кого нам показывают в программе «Тачку на прокачку», американцы, которые ездят на страшных машинах, на которые без слез нельзя смотреть, – как раз часть этой группы. Все больше людей хочет «прокачать» свою машину вместо покупки новой, и рост популярности программы – тому лучшее доказательство. Не добавили оптимизма в покупке машин американцам и постоянные известия о том, что автозаводы находятся при смерти. Нужны позитивные новости для того, чтобы появлялось желание купить машину. А их не было. Отдельно надо сказать про Китай. Это автомобильная пустыня. Там исторически кроме мотоциклов и мокиков не было никаких частных моторизированных средств передвижения. И вдруг государство начало делать шаги навстречу – машины из-за снижения налогов подешевели, моделей огромное множество, банки с удовольствием кредитуют покупку машин. Партия поставила задачу стать автомобильной державой. Для этого есть все. Автомобильные дороги широкие и пустые. Ехать – одно удовольствие. Правительство поощряет мобильность населения, рост городского населения. Кроме того, население – фактор, который нельзя игнорировать. США только по этому показателю никак не удержать титул крупнейшего авторынка. Не удержать и титул второго: скоро на это место придет Индия. Когда проснутся арабские страны: Иран и другие – они тоже станут заметными игроками, оттеснив Европу и Россию на обочину. То, что этого не происходило раньше, не дает нам оснований не предполагать такого в ближайшем будущем. И появление таких машин, как Tata Nano, – это лишь реакция на огромный отложенный спрос. Я бы обратил внимание еще на один момент: пока внутри России зреет план сделать страну глобальным игроком среди производителей автомобилей, Китай незаметно им становится. И хотя большинство проданных автомобилей собраны не китайскими «родными» фирмами, а «дочками» иностранных концернов – это тоже большой успех. Успех в выстраивании отношений с ними. И то, что самая продаваемая машина концерна GM имеет китайское название и не имеет аналогов среди другой продукции GM, то есть разработана специально для Китая – это тоже говорит о многом. А для России обещают уже давно создать автомобили, но пока наше единственное завоевание – это русификация бортовых компьютеров. На некоторых машинах. Пора изучать китайский опыт и не бояться заимствовать.