МОСКВА (Рейтер) – Широкая реклама мер господдержки авторынка стала одной из причин критически низкого спроса на продукцию крупнейшего российского автопроизводителя «АвтоВАЗа» в январе, считают его дилеры. С 1 по 24 января в стране было продано 12 000 автомобилей Lada, сообщили Рейтер в пресс-службе «АвтоВАЗа». В январе прошлого года производитель сумел продать 29 110 машин, подсчитала Ассоциация европейского бизнеса. «Цифра обусловлена десятидневными праздниками, в течение которых машины практически не продавались», – объясняет «АвтоВАЗ», а во все остальные дни продажи оставались на уровне декабря 2009 года. Таким образом, для того, чтобы компания смогла вывести продажи на уровень января 2009 года, в последнюю неделю месяца она должна будет продать 17 000 машин. Спрос на Lada действительно низкий, «январь хуже декабря (2009 года) раза в два», подтверждает руководитель управления «Автомира» Роман Кураков, а продажи других, более дорогих брендов в «Автомире» идут лучше. Но причина не только в длинных праздниках, но и в том, что покупатели ждут мер господдержки, говорят дилеры. По словам Куракова, часть покупателей бюджетных авто ждет возобновления программы автокредитования, которая перестала работать с начала 2010 года из-за того, что не была вовремя продлена правительством. Второй фактор – обещанная программа утилизации старых автомобилей «деньги в обмен на драндулеты», по которой покупатель, сдавший свое старое авто в утиль, получит скидку на 50 000 рублей при покупке новой машины. Правительство объявило, что программа утилизации начнет действовать в марте, и некоторые покупатели откладывают покупку на этот срок, согласен глава автодилерского холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин. Программа должна заработать с 8 марта, эту дату министр промышленности и торговли Виктор Христенко назвал премьеру РФ Владимиру Путину. Льготное автокредитование, по которому государство возмещает процентную ставку в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ, возобновится «в ближайшие недели», сказал Рейтер представитель Минпромторга. «АвтоВАЗ» в середине года сообщал, что 80 процентов продаваемых по этой программе авто – его Lada. На 31 декабря 2009 года по программе продано 71 486 автомобилей всех марок, сообщили Рейтер в Минпромторге. Впрочем, прямой конкурент «АвтоВАЗа» – Renault, выпускающая в РФ бюджетную модель Logan, катастрофического спада своих продаж не заметила, сказала представитель Renault Оксана Назарова, не назвав цифр. По ее словам, в январе продажи всегда примерно на 30 процентов меньше, чем в декабре, и в 2010 году эта пропорция соблюдается. Январь 2009 и январь 2010 года сравнивать нельзя, отмечает она, поскольку в прошлом году покупатели еще до конца не поняли, что означает кризис, часть из них старалась «перевести деньги в машины». Но дилеров низкий уровень спроса на Lada в январе не пугает – они надеются продавать больше в последующие месяцы. «Отложенный спрос, ничего страшного», – говорит Кураков из «Автомира». «АвтоВАЗ», которому правительство в 2009 году выделило 37 миллиардов рублей бюджетных денег, находится в критическом финансовом положении из-за резкого обвала рынка, начавшегося осенью 2008 года. В 2009 году завод снизил продажи Lada в РФ на 44 процента до 349 490 штук, в то время как весь авторынок рухнул на 49 процентов, свидетельствуют данные АЕБ. Его доля на рынке составила в 2009 году 23,8 процента. По информации «АСМ-холдинга», заводу пришлось сократить производство на 63,2 процента до 294 737 машин. Эксперты ждут, что авторынок РФ в 2010 году останется на том же уровне или немного вырастет. (Глеб Столяров. Редактор Антон Зверев)