|
|
Темпераментный владелец 10 сентября совет директоров General Motors, наконец, решился порекомендовать альянс Magna, Сбербанка и группы ГАЗ в качестве предпочтительного покупателя для немецкого автоконцерна. Мнения американских бизнесменов и немецких властей наконец-то совпали. Однако финальное решение, после которого сделка по продаже 55% акций Opel альянсу Magna может быть заключена, остается за трастовым фондом во Франкфурте, который владеет 65%-ной долей в немецком производителе Adam Opel Gmbh. Рекомендация директоров GM – это большой шаг к заключению сделки, но не более того. Финальное и окончательное решение о продаже Opel консорциуму Magna-Сбербанк должно быть принято в течение нескольких недель, а на закрытие сделки отводится еще несколько месяцев. Однако уже сейчас представители GM заявляют, что продолжат вооружать Opel технологиями концерна – но только при условии права вето во всех решениях, касающихся передачи технологий концерна в Россию. Зато уже знаменитый гибрид Chevrolet Volt появится в Европе под брендом Opel Ampera. Со своей стороны, сделку поддержат власти Германии, обеспечив Opel господдержкой в размере $6,6 млрд. БРЕНД-КОСМОПОЛИТ
Концерн General Motors расставался с Opel мучительно долго – для американцев бренд стал практически родным. Сейчас мало кто помнит, что GM приобрел 80% компании Адама Опеля в 1929 г., а стал единственным владельцем немецкого производителя в 1931 г., выплатив за него $33,3 млн. На протяжении почти восьмидесяти лет Opel оставался основным европейским плацдармом для американского автоконцерна.
Для России выпуск продукции Opel тоже не в новинку. Победившие во Второй мировой войне русские вывезли из Германии линию сборки Opel Kadett, которая была установлена на Московском заводе МЗМА (впоследствии АЗЛК). «Опели» стали первыми легковыми автомобилями для завода и получили имя «Москвич-400», а об источнике технологий для их производства в стране предпочитали не вспоминать. Однако об этой неприятной подробности наверняка не забыли в General Motors, которая на время войны потеряла контроль над немецким предприятием, и вернула его лишь в 1948 г. Поэтому нежелание GM делиться с Россией своими технологиями еще раз вполне понятно – особенно если вспомнить, что выпуск автомобилей на АЗЛК давно прекращен, а ожидающий прихода «опелевского» конвейера Волжский автозавод с задачей выпуска собственных легковых автомобилей так и не справился.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АКТИВ
Тендер по продаже Opel, изначально призванный решить внутренние проблемы детройтского автоконцерна General Motors, которому весной 2009 г. угрожало не только банкротство, но и ликвидация, быстро стал ареной для политического торга. Судьба предприятия отныне интересовала разве что занятых на нем рабочих, а участники торга не скрывали своих стратегических целей. Для бельгийской RHJ такое приобретение стало бы билетом в высшую автомобильную лигу, куда компания до сих пор была не вхожа. Ради такой репутации RHJ была даже готова взять долю в Opel «на время» – а затем вернуть ее американцам. Канадская Magna International давно пыталась диверсифицироваться и иметь активы не только в компонентном, но и автобизнесе. Ее партнеры по альянсу – Сбербанк и группа ГАЗ – исправно служили отечеству: российский банк выступил покупателем в интересах до сих пор неназванного российского автомобильного предприятия, а заводские активы Горьковского автозавода оказались одновременно наживкой и конечным получателем заветного конвейера.
Глава автоконцерна Fiat Серджио Маркионне планировал получить Opel для осуществления собственной мечты – создания глобального автопроизводителя, способного составить конкуренцию Toyota, Ford и Volkswagen. А вот китайскую BAIC, как и ее российских конкурентов, интересовали лишь технологии Opel. Не получив их от General Motors напрямую, китайцы воспользовались бедственным положением амбициозного Кристиана фон Кенигсегга, которому они «помогут» приобрести Saab у GM, теперь уже в качестве миноритарного инвестора. Этот факт должен безмерно огорчать американцев, сопротивлявшихся утечке технологий в Поднебесную до последнего – ведь собственные продажи General Motors в Китае в 2009 г. возросли на 50%, и сегодня автомобильный рынок КНР – наиболее перспективный в мире.
Затянувшиеся переговоры поставили в непростое положение и канцлера Германии Ангелу Меркель. Рабочие места 25 000 граждан страны благодаря нерешительности американских владельцев Opel оказались под угрозой очень не вовремя – как раз перед очередными, 17-ми по счету выборами в федеральный Парламент, которые должны пройти в Германии 27 сентября 2009 г. Кроме того, администрации Меркель пришлось формулировать позицию по Opel с оглядкой на российско-немецкие отношения. Восточные «друзья» канцлера Германии – Дмитрий Медведев и Владимир Путин – не раз намекали, что победа в тендере по Opel является стратегически важной задачей и для России.
ТЕМПЕРАМЕНТНЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ
Впрочем, настоящим препятствием для быстрой и безболезненной передачи Opel новому владельцу на протяжении долгих месяцев оставались постоянно меняющиеся интересы руководства General Motors. Поведение и условия американских переговорщиков, казалось, напрямую зависели от текущего положения дел в детройтском автоконцерне. На смену весенней панике, вызванной ультиматумом президента Обамы, пришел рабочий энтузиазм, едва европейское отделение GM успешно избежало банкротства. Заключению окончательного соглашения с альянсом Magna в середине июля 2009 г. помешало неожиданно быстрое возобновление работы американского офиса General Motors, которому, казалось, отпустили все грехи. Opel продолжал существовать на деньги немецкого правительства, поэтому американцы решили возобновить торг в надежде выбить лучшие условия из участников тендера.
К сентябрю 2009 г. им стало понятно, что дела по сути национализированного GM идут очень неплохо, и европейский плацдарм может вновь пригодиться компании. Тогда, не обращая внимания на категорические возражения администрации Ангелы Меркель, американцы обратились к правительствам европейских стран, где находятся заводы Opel, за дополнительной господдержкой. Разгневанные немцы потребовали возвращения ссуды в $2,2 млрд, а представители General Motors признали, что для удержания Opel в составе концерна им потребуется еще $6,1.
Необходимость просить у властей США еще более $8 млрд, возможно, оказалась решающей. К этому времени сенатская надзорная комиссия уже отрапортовала, что добрая часть средств из одолженных концерну $49,9 млрд вернется в казну нескоро. Для выхода хотя бы «в ноль», новой General Motors нужна капитализация в $67,7 млрд, а наилучший результат, который когда-либо показывала компания с вековой историей, был в апреле 2008 г., – и равнялся всего $57,2 млрд. Поэтому рассчитывать на новое многомиллиардное вливание со стороны государства в GM уже не могли, и руководство концерна, наконец, смирилось с идеей стороннего инвестора.