В среду, 14 апреля, в Кемеровской области (Ленинск, Кузнецкий район) будет открыто совместное предприятие СП «КузбассАвто» и Hyundai Motor – завод по сборке автобусов и грузовиков корейской марки. Крайне оригинальный проект: автобусы и грузовики Hyundai будут продаваться под российской маркой KUZBASS. Основной инвестор проекта – председатель совета директоров ООО «МаррТЭК» Ралиф Сафин (

известный российский бизнесмен, вице-президент компании «Лукойл» и отец певицы Алсу – Slon.ru

). Автобусы, как правило, покупаются на муниципальные деньги. Местные власти всегда пытаются решить проблему нехватки автобусов в своих регионах. Для корейского производителя проект – проба в этом регионе и в этом сегменте. Их первые шаги, а главное, ценовые предложения позволят прояснить ситуацию. Станет понятнее, о чем, вообще, в данном случае, идет речь. К примеру, если этот продукт будет продаваться по конкурентной цене, в некотором смысле это создаст угрозу для российских производителей. В России сегодня избыток мощностей по производству автобусов. Единственный способ пробиться на рынке – делать машины, которые будут значительно дешевле. Производство автобусов и грузовиков сегодня почти не приносит прибыли. Риск, что проект окажется неинтересным с финансовой точки зрения, достаточно высок. Скорее всего, здесь идет речь о нескольких сотнях автобусов, не больше. По грузовикам ситуация лучше. Но и тут есть конкуренты: «КамАЗ», МАЗ. Решающим будет вопрос цены: существующие производители в состоянии закрыть спрос. Может быть, у основателей нового предприятия есть собственный секрет. Но даже если отбросить иронию, Hyundai – серьезный производитель. Он из тех, кто недавно набрал силу и продолжает ее наращивать. И Кемерово для них – регион правильный в стратегическом плане. Он ближе к Корее, чем центральная Россия. Там позиции корейских и японских производителей в целом сильнее, чем в центральных областях. Сборка автобусов традиционно создает иллюзию того, что власть решает проблему занятости и нехватки рабочих мест. При этом, в тендерах техника, сделанная внутри страны, получает определенное преимущество за счет местной сборки. Есть ведь четкое распоряжение сверху: покупать свое. Кроме того, российская сторона сможет заработать свою маржу с продажи этих машин. Как правило, новые проекты особенно активно появляются, когда начинается очередной цикл выборов губернаторов или депутатов областного собрания. Когда важно показать населению, что что-то хорошее в регионе делается. Именно поэтому таких проектов так много было анонсировано за последние годы, но потом было мало новостей об их успехах. В данном случае власти привлекли к работе серьезного партнера, но судьба и этого проекта оставляет много вопросов. То, что основным инвестором является российская сторона, и, в частности, небезызвестный бизнесмен Ралиф Сафин, косвенно подтверждает доминирующую в этом случае пиар-составляющую проекта для чиновников. Значит, проект появился по инициативе России, а не Hyundai. То есть: Hyundai продает машинокомплекты, и для него это просто экспорт разобранных машин. Единственное, что от него требуется, – грамотное техническое сопровождение, чтобы российский партнер собрал машины правильно. Создавать видимость производства – задача российского партнера. Он же берет на себя все риски. Возможность, что проект получит развитие, все-таки существует. Для Hyundai такое сотрудничество хорошо тем, что это для него своеобразная «разведка боем». С одной стороны, он не несет никаких рисков, а с другой – получает информацию о спросе на рынке. Существует небольшой шанс, что Hyundai заинтересуется этим рынком и будет развиваться дальше самостоятельно. Для него в новой структуре принципиально важно то, что он всегда будет хозяином положения.