Иногда очень полезно пересматривать старые детские фильмы-сказки. Так, например, в фильме Александра Роу «Варвара краса – длинная коса» есть один примечательный персонаж, которого очень убедительно сыграл актер Борис Сичкин – выпускник школы престидижитаторов. По собственному признанию, он учился за границей 2 года и один месяц: при этом 2 года он учился выговаривать слово «престидижитатор», а месяц – гипнозу. Последние 20 лет меня не покидает ощущение, что наши финансовые власти обучались в той же самой школе. Но только вместо произнесения магического слова «престидижитация» они используют «девальвацию», а вместо гипноза – приватизацию. Причем эти инструменты регулирования экономики используют, как правило, по очереди, а уж если что-нибудь нехорошее случается – тогда одновременно. Вот и сейчас, как только стало ясно, что в среднесрочной перспективе государственному бюджету не хватает около $50 млрд (это около 1,6 трлн рублей по нынешнему курсу), Минфин устами Алексея Кудриназаговорил о приватизации, а то ли МЭР, то ли ВШЭ, то ли оба сразу по секрету сообщили о грядущей «мягкой» девальвации рубля. Естественно, на рынках началась если не паника, то нездоровое оживление. Правда, в этот раз и приватизация, и девальвация предполагаются довольно умеренными: государство продаст небольшие пакеты акций госкомпаний, которые не изменят расклада сил, а девальвация будет «небольшой» – всего 20%. Но мы знаем, как наши власти держат свое слово: вполне может быть и 30%, и 40% – это уж как пойдет. К тому же, работает старое суеверие: если вдруг нам государственные мужи с металлом в голосе говорят, что девальвации рубля не будет, то, скорее всего, будет строго наоборот. Почему бы не поискать другие возможности для сокращения ожидаемого бюджетного дефицита? И заодно повысить эффективность государственного управления? Нет, полтора триллиона рублей это, конечно, не принесет: для этого надо было бы перестать всем воровать, что в принципе невозможно. Но какие-то деньги было бы реально сэкономить. Для справки: по данным Росстата, в первом полугодии 2010 года в стране было почти 783 000 гражданских служащих, из них 536 000 – в федеральных органах власти. При этом, за 10 лет с 2000 года число чиновников в расчете на 1000 человек занятого населения возросло на 35%. «Газета.ру» приводит еще более впечатляющие оценки: с 1999 года численность чиновников увеличилась в 1,73 раза. Одни только расходы на заработную плату чиновников составляют около 230 млрд руб в год. А если к этому прибавить отчисления во внебюджетные фонды, сумма вырастет до 300 млрд рублей в год. И это при том, что с 2004 года непрерывно идет административная реформа, которая вроде как должна сократить расходы на содержание чиновников. Страшно себе представить, чтобы было бы с госаппаратом без проведения реформы. Хотя, скорее всего, было бы то же самое. Еще один характерный штрих: если в середине 2000-х годов государственный бюджет балансировался без дефицита при цене на нефть в $40–50 за баррель, то сегодня только $70 за баррель гарантируют бездефицитный бюджет. Конечно, нельзя все списывать только на госаппарат: идет реформа в армии, реализуются крупные инфраструктурные проекты и прочее. Да и доллар уже не тот. И нельзя сказать, что Минфин не радеет о сокращении госаппарата. Например, недавно Кудрин заявил, что сократит аппарат на 20% и сэкономит стране 43 млрд руб. за 3–5 лет . Если не знать, насколько выросли расходы до этого, цифра в 43 млрд рублей внушает, что уж там говорить. Но, сопоставив все существенные факты, приходим к выводу, что сокращение – декоративное. Искусство престидижитации в действии. Конечно, наивно ожидать от Минфина и госаппарата сокращения самих себя. Это противоречит здравому смыслу: окажись любой из нас на месте Кудрина, он поступил бы ровно так же: для отвода глаз сократил бы вакансии и продолжал бы работать дальше. Тем более что приватизация – занятие во всех отношениях гораздо более интересное, нежели сокращение расходов. Но... просто представим себе... Если бы мы за год–два сократили аппарат хотя бы до уровня 2000 года, ежегодная экономия в среднем составила бы около 80 млрд руб., или около 300–400 млрд руб. за 5 лет (с учетом того, что год–два уйдет на собственно сокращение). То есть примерно в 8–10 раз больше, чем планирует Минфин. Глядишь, в этом случае можно было бы и оставить часть акций в собственности государства и девальвацию вовсе не проводить. Но такого, конечно, не будет. Даже не потому, что чиновники воспротивятся. Они, конечно, воспротивятся, но не это главное. Дело в том, что управление государством, основанное на искусстве престидижитации, вообще не предполагает серьезных созидательных действий, да и вообще любых инноваций. Главным результатом реформ последних 20 лет в сфере государственного управления стало воссоздание системы «кормления», которая известна еще с XVI века: назначили тебя на должность – с нее и кормись, а в чужой огород не лезь. Поэтому любая задача, мало-мальски затрагивающая несколько, с позволения сказать, «наделов», превращается в неразрешимую, требующую вмешательства самых первых лиц. Яркий пример – Олимпиада в Сочи. Все административные мучения, связанные о организацией подготовки Олимпиады, имевшие место в 2006–2008 годах, и сейчас еще нет-нет да и дающие о себе знать – прямое следствие системы «кормлений», все недостатки которой как раз на сочинском проекте и выявились. Впрочем, это совершенно отдельная история. Иван Грозный боролся с системой «кормлений» введением опричнины. Помогло, но только на некоторое время. И какой ценой! Такую цену общество сегодня платить не готово, поэтому в случае углубления кризиса нас ожидает бурная деятельность чиновников всех рангов по всяческой оптимизации и экономии, но в пределах отведенных им наделов. Что, в результате, в целом, даст очередной виток маразма и небывалого торжества искусства престидижитации.