Коалиция в киргизском парламенте в составе Социально-демократической партии Киргизии (СДПК) и партий «Ата-Мекен» и «Республика» была сформирована всего за три дня до крайнего срока, обозначенного президентом переходного периода Розой Отумбаевой. После 3 декабря в случае провала этой попытки право на формирование большинства перешло бы от лидера СДПК Алмазбека Атамбаева главе партии «Ата-Мекен» Омурбеку Текебаеву. Это, в свою очередь, означало бы, что Киргизия еще как минимум полмесяца не имела бы полноценного правительства, что стало бы очередным ударом по всем участникам временного правительства, которые пришли к власти в апреле этого года. 

Отсутствие легитимного правительства стало особенно опасным в свете последних событий, которые происходят в республике. Речь идет в первую очередь о нарастании террористической угрозы. 22 ноября силовые структуры КР задержали экстремистскую группу в составе 9 человек, которая планировала совершить теракты в Бишкеке, Оше и других городах страны. Но на этом история не закончилась. 29 ноября в южной столице Киргизии была проведена спецоперация силовых структур против группы боевиков, которые планировали дестабилизировать ситуацию на юге республики. В результате уничтожено трое боевиков, еще один подорвал себя гранатой. А уже утром 30 ноября рядом со зданием Дворца спорта в Бишкеке, где сейчас проходит уголовный процесс над сторонниками свергнутого президента Курманбека Бакиева, был совершен взрыв

Объявление о создании коалиции стало, наверное, лучшей новостью за последнее время для общественности Киргизии. Уже 2 декабря состоится заседание Жогорку Кенеша (верховного совета), на котором планируется законодательно подтвердить итоги переговоров: избрать спикера и одобрить состав правительства. Согласно коалиционному соглашению, ключевые посты распределяются следующим образом: торагой (спикером – авт.) парламента будет избран лидер «Ата-Мекена» Омурбек Текебаев, главой правительства станет Алмазбек Атамбаев, возглавляющий СДПК, а пост первого вице-премьера займет лидер «Республики» Омурбек Бабанов. Таким образом, членам временного правительства не удалось получить полный контроль над исполнительной ветвью власти, и они вынуждены делить посты со сторонниками Омурбека Бабанова. Партия «Ата-Мекен», скорее всего, получит незначительное присутствие в правительстве и будет в основном курировать парламент.

Лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов, чья партия осталась за бортом коалиции, заявил: «Логично будет, если они представят отчет о проделанной работе и поделятся планами на будущее. Страна находится в кризисе, и не последнюю роль в этом сыграло именно временное правительство. Сейчас у членов коалиции есть возможность исправить допущенные ошибки». Столь миролюбивое заявление Кулова говорит о том, что парламентская оппозиция, вероятнее всего, не будет предпринимать действий по развалу существующей коалиции. Оппозиция, согласно новой Конституции, должна получить посты вице-спикеров и руководство комитетами по бюджету и безопасности, поэтому «Ар-Намыс» и «Ата-Журт» будут использовать имеющиеся возможности и ожидать ошибок правительства. 

Но это не означает, что для коалиции не существует рисков. В коалиционном соглашении прописано разделение только трех ключевых постов, поэтому пока неизвестно, как будут распределяться остальные места в правительстве, а значит, этот вопрос может стать потенциальным поводом для конфликтов. В трехстороннем соглашении прописаны и гарантии сторон. Участники обязуются в течение как минимум года соблюдать достигнутые договоренности, а в случае выхода кого-либо из коалиции все участники должны будут отказаться от своих постов. Это касается и спикера парламента.

Таковы внутренние риски коалиции. А внешние – угроза терактов и слабая надежда на помощь со стороны пула доноров, которые уже полгода говорят о миллиардной помощи, но так и не приступили к реализации своих планов. В связи с этим вопрос о перспективах выхода республики из кризиса даже с легитимным правительством остается открытым.