Что такое модернизация по-китайски? Этой осенью в Пекине прошел 5-й пленум 17-го созыва ЦК КПК. Помимо обсуждения множества политических вопросов, Пленум утвердил концепцию, которая ляжет в основу 12-го пятилетнего плана экономического развития (2011–2015 гг.). Ожидается, что парламент примет его в марте 2011 года. Концепция строится вокруг двух центральных понятий: модернизация и «недискриминационное развитие». Для современного Китая это как peas and carrots – вещи совершенно друг от друга неотделимые. Предполагается, что научно-технический прогресс и повсеместное внедрение инноваций будут подкреплены реформой образования. Страна займется развитием сферы услуг, модернизацией рынка, расширением внутреннего потребления вместо стимулирования экспортно-ориентированных производств. Энерго- и ресурсосберегающие технологии, а также реформа ценообразования на ресурсы помогут оздоровить экологию. Сельскохозяйственное производство модернизируется, а одновременно будут нарастать темпы урбанизации. Наконец, Китай постарается сильно поднять производительность труда.
То есть, другими словами, Китай должен не только повысить уровень производства, но и стать генератором научно-технического прогресса мирового масштаба, превратиться в «инновационную кузницу» . Однако сегодня речь пойдет о недискриминационном развитии, то есть, по сути, сглаживании различных дисбалансов. Как я писал в одном из предыдущих постов, основных дисбалансов три: во-первых, явная отсталость одних регионов страны на фоне развитости других; во-вторых, бурное развитие городов на фоне патриархальной деревни; в-третьих, увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными в целом. По разным оценкам, коэффициент Джини в Китае (т.е. соотношение между уровнем жизни наиболее и наименее обеспеченных граждан) составляет от 0,47 до 0,55, что существенно выше допустимого «нормального» уровня в 0,40. Разница между самыми богатыми и самыми бедными китайцами велика, и социальная напряженность растет, хотя ситуацию нельзя назвать взрывоопасной. Во-первых, есть географический фактор: Шанхай и какой-нибудь небольшой город провинции Циньхай отличаются друг от друга, как две разные планеты, но внутри этих городов разница между местными богачами и бедняками далеко не так заметна. В китайских городах, в отличие, скажем, от южноамериканских, нет явного деления на богатые и бедные районы: такое же наследие социализма, как в российских городах. Во-вторых, говорить, что богатые тут богатеют за счет бедных, было бы неверно. За последние 30 лет уровень жизни постоянно повышался у абсолютного большинства китайцев, но повышался с разной скоростью. И если Пекин сегодня стоит в очереди за «роллс-ройсами», то Циньхай лишь мечтает об отечественном Geely. Однако пока пирог растет, сидящие за столом не так активно засматриваются на кусок соседа. Итак, стране необходим постоянный рост. Уже три десятилетия Китай из-за непрекращающихся строек напоминает огромный муравейник. Фактически, государство платит деньги за то, чтобы сотни миллионов человек переносили с места на место горы камней и песка. Этот процесс сам по себе уже практически стал самоцелью. Он позволяет обеспечить рост и поступательное движение, без которых экономика впадает в депрессию. То, что в результате страна покрывается сетью высококлассных дорог, современными городами и промышленными объектами, – это, скорее, дополнительный плюс. Тем не менее, многие сегодня сетуют на правительство, которое, располагая весьма внушительными финансовыми ресурсами (одних валютных резервов – $2,5 трлн), могло бы тратить намного больше на социальное обеспечение вместо строительства гигантских инфраструктурных объектов, пользоваться которыми сами малоимущие вряд ли смогут. Но социальные программы сами по себе не могут стать альтернативой трудоустройству. Чрезмерная социальная нагрузка – прямой путь к снижению темпов роста и к инфляции, а этого Китай позволить себе не может. Заставить традиционно очень бережливых китайцев потреблять, научить не бояться тратить деньги – вот лучшее лекарство от застоя. Потому работа лучше, чем пособия по безработице и пенсии, даже если рабочие вынуждены порой, как это было у Стругацких, «взламывать асфальт везде, где сами его недавно проложили».
Однако ситуация меняется. Китайское экономическое чудо, питающееся от «неиссякающего» источника людских ресурсов, уходит в прошлое. В не столь отдаленном будущем дешевая рабочая сила станет тормозом на пути к модернизации. Постоянный приток мигрантов из деревни уже сегодня препятствует интенсификации производства в промышленно развитых регионах Китая и сдерживает рост доходов более квалифицированных рабочих. Хотя исход крестьян в города сокращает население деревни на 9–10 млн ежегодно, сельские жители все еще составляют более 30% населения страны. В то же время, при внедрении современных технологий, Китай смог бы прокормить себя и с намного меньшим числом крестьян: хватило бы и 8% населения, при этом производство стало бы много эффективнее и качественнее. Но «внезапная» модернизация сельского хозяйства, как, впрочем, и других отраслей экономики, привела бы к социальному взрыву. Десятки, а то и сотни миллионов остались бы без работы. Таким образом, перед Китаем стоит сложнейшая задача: с одной стороны, провести многоплановую модернизацию экономики, а с другой стороны, – обеспечить огромное количество неквалифицированных бедняков более или менее достойной работой, предоставить им образование и охватить их социальной поддержкой. При этом экономика должна непрерывно расти, а китайский средний класс – непрерывно и активно потреблять. Столь грандиозные планы требуют не менее грандиозных расходов. Планируется, что с 2009 по 2011 годы государственные субсидии только на медицинское обслуживание превысят $125 млрд. Всего же за этот период на социальное обеспечение будет потрачено более $380 млрд. Уже два года назад практически все провинции Китая приняли законы о постепенном повышении на 20–25% минимальной зарплаты. По прогнозам экспертов, доходы китайцев за следующие 10 лет должны вырасти на 300%. Это и есть то бремя социальных расходов, которое может привести к замедлению роста, гиперинфляции и финансовому дефициту. И выход тут один – перенаправление доходов бизнеса на социальные программы и борьбу с бедностью. Корпоративный сектор Китая, который за последние десятилетия получил стремительное развитие за счет дешевого труда, правительственных льгот и ряда других факторов, теперь должен «отдавать долги». Проще говоря, в ближайшем будущем китайский и, особенно, иностранный бизнес в Китае ждет беспрецедентное увеличение расходов, включая налоговое бремя. Думается, что рост расходов на 40–50% в течение следующих одного–двух лет не будет преувеличением. Удорожание бизнеса в первую очередь скажется на экспортно-ориентированных, а также на самых низкокачественных производствах (ситуация усугубится за счет постепенной ревальвации юаня, которая еще более повысит стоимость экспорта). Большинство таких производителей столкнется с необходимостью серьезной оптимизации производств, многие будут вынуждены переносить заводы с развитого побережья в центральные и западные регионы Китая, а также другие страны ЮВА, такие как Вьетнам, Камбоджа, Индия. Можно прогнозировать, что Китай уже в ближайшие годы перестанет быть центром производства сверхдешевого ширпотреба. Самые успешные производители перестроятся на схемы работы «сделано в Китае для Китая». Частный бизнес ждет серьезный прессинг со стороны нанимаемых работников: реформа трудового законодательства наделяет последних действенными механизмами для защиты своих прав. Теперь государство будет поддерживать, а не сдерживать рост зарплат. Кроме того, Китай будет ужесточать кредитную политику в отношении частного бизнеса. Происходить это будет, в первую очередь, за счет повышения ставок банковских депозитов, хотя можно ожидать и некоторого роста процентных ставок по кредитам. Означает ли все это, что Китай ждет отток иностранных инвестиций? Ни в коем случае. Для иностранного бизнеса привлекательность Китая сегодня основывается не на одном или двух, а на целом комплексе факторов, которые формируют макроэкономическую среду этой страны. Но можно с уверенностью утверждать, что основной интерес инвесторов уже сейчас связан с внутренним рынком Китая, потенциал которого просто необъятен. Компании, бизнес-модели которых строились на дешевом труде, налоговых льготах и отсталых технологиях, действительно будут вынуждены покинуть Китай. Однако им на смену идут другие. Думается, что наибольшие возможности для иностранного бизнеса открываются в таких сферах, как образование, новые технологии, альтернативная энергетика, здравоохранение и фармакология. Потребительский сектор, особенно его люксовый сегмент, ожидает настоящий бум. Будет весьма востребован иностранный опыт в области организации продаж, брендинга, рекламы, сервиса и обучения персонала. Мощную господдержку получат инновационные компании, а также все то, что направлено на экономию, сбережение и оптимизацию. Словом, Китай и в дальнейшем будет поощрять иностранный бизнес, но правила игры изменятся: доходы китайцев больше не будут приноситься в жертву экономическому росту. Многие сегодня называют коммунистический Китай «страной победившего капитализма». Видимо, Поднебесная продолжает бороться за новые титулы. В планах маячит победа социализма. В ближайших пятилетних планах.