– Прикинь, едет Палыч по Петровке, а тут этот выбегает, с ведерком, и кидается, кидается, псих. Одно слово – е...нутый. – Так его ж повязали? – Одного повязали, а их там тьма. Сосунки, повылезли. – Тихо, тихо, лектор идет!

Решение управделами президента учить водителей «этике в управлении автомобилем со спецсигналом» назрело давно. Водители машин с мигалками практически перестали различать, где добро, а где зло, а на такой ответственной должности это катастрофа. Вот, например, едешь ты по «встречке», а тут навстречу еще один с мигалкой. Резко свернуть направо, аварию устроить? Машина бронированная, бояться нечего, но если тот, кто навстречу едет, рангом ниже? Ведь пассажира своего опустишь перед коллегой. Или, скажем, вышел ты дать по морде упрямому водителю, который мигалке дорогу не уступает, а там женщина. С двумя детьми. Так вот вопрос – детей бить? Отвечать им за грехи родителей? Совсем не давались водителям такие этические проблемы. Зато лектор Валериан Виленинович, импозантный седой мужчина лет пятидесяти, разрешал их быстро и ловко, так, что слушатели только ахали: чего ж сами-то не додумались? (На курсы, кстати, пригласили и водителей частных машин с мигалками, а некоторые автовладельцы записали даже своих охранников. Время-то прогрессивное.) – Слышь, че говорит, – рассказывал один VIP-водитель другому, не попавшему на лекцию. – Говорит, нет, это, универсальных принципов, а есть – ща, конспект достану – во, уникальные жизненные обстоятельства. Объясняю нормальным языком: если навстречу тебе – распорядитель бюджетных средств, а ты везешь, это, получателя, то можно уступить, не западло. А если везешь министра, а там губер какой-нибудь зарвавшийся подрезать хочет – ну, как тот, что червяка в салате сфоткал, – не, пускать нельзя никак. Чтобы слушатели могли принимать этичные, ответственные решения быстро и эффективно, Валериан Виленинович выдал им памятку: как оценить аппаратный вес VIP-пассажира по номерам и марке автомобиля, как определить по маневрам машины, едет ли VIP на заседание правительства, в баню или в аэропорт, или VIP'а в машине вовсе нет – водитель решил подработать в пору пробок, – ну и так далее. В отношении других водителей – тех, что без мигалок, – этическая доктрина Валериана Вилениновича была иной. Тут уже не было никаких уникальных жизненных обстоятельств, пределы допустимого и этичного измерялись лишь положением VIP-пассажира в официальной и неофициальной иерархии. К нарушителю же – водителю, не уступающему дорогу, выбежавшему на помощь другому автомобилисту, или еще кому-нибудь, кто мешал VIP-автомобилю прибыть в пункт назначения, – индивидуальный подход был неприменим. – Так че делать-то? – спрашивал водитель-прогульщик. – На занятия ходить надо! – отвечал другой. – Он нам программу включил, там все-все посчитано. Она тебя спрашивает, как должность у шефа, когда повышение было, про Путина что-то там, много вопросов. А потом печатает. Водитель показал листок бумаги:

Нужно ли включать мигалку и звуковой сигнал? Нет
Нужно ли смотреть по сторонам, находясь на дороге? Нет
Можно ли кричать на нарушителя? Да
Можно ли угрожать нарушителю пистолетом? Нет
Можно ли повредить машину нарушителя? Да
Можно ли разбить нарушителю очки? Да
Можно ли вытащить нарушителя из машины и избить? Нет
Нужно ли пропускать пешеходов на зебре? Нет
Нужно ли пропускать пешеходов, идущих на зеленый свет? Да
Нужно ли останавливаться в случае аварии со смертельным исходом? Нет
Снимать ли при аварии номера или и так сойдет? Так сойдет
Можно ли возить с включенной мигалкой б...дей и дыни? Б...дей можно, дыни – нет

– О как! А у тебя, это, на флэшке нету программы? – Не, не дал он. Софт и сопровождающую документацию Валериан Виленинович надеялся поставить по отдельному госконтракту. Впрочем, теоретическими вопросами лектор решил слушателей не грузить. В основном сложные этические ситуации отрабатывались на практике. Одним из заданий было выбрать правильное место парковки автомобиля с мигалкой, адекватно отражающее статус пассажира. Лучше всего справился водитель, припарковавший машину на мосту. Другим заданием было разобраться с нарушителем, не уступавшим дорогу. Тут выбрать победителя оказалось сложнее: что круче – разбить нарушителю очки или преследовать нарушителя до поста ГИБДД и угрожать ему прямо там? По итогам курса у слушателей оставался разве что один вопрос: – А для пассажиров-то для наших курс этики будет? В ответ Валериан Виленинович лишь улыбался. Он бы не прочь, да и так работы полно. В управлении делами люди строгие и требовательные, хотят не просто лекции, а проекты под ключ: и техническое содействие (номера скрутить), и административное содействие (с гаишниками вопросы решить), и юридическое консультирование (с прокуратурой разобраться), и медиасопровождение. И еще надо из бюджета не выбиться. Но пока все в рамках плана, по бензину только небольшой перерасход:

Статья расходов План Факт
Учебный курс и материалы 100 000 100 000
Административные расходы 1 200 000 850 000
Медиасопровождение 600 000 440 000
Юридическое консультирование 3 000 000 2 560 000
Техническое содействие 150 000 85 000
Лечение пострадавших (до 15 человек) 450 000 210 000
Похороны пострадавших (до 4 человек) 240 000 60 000
Бензин 90 000 115 000

А вы думали, этике учить – простое дело?