Фильм «Социальная сеть» об основателе Facebook только что получил 4 «Золотых глобуса» и скоро, судя по котировкам рынка предсказаний, получит еще и «Оскара». И если вдруг рынок предсказаний ошибется (а этого в последние годы вообще-то не случалось), и «Социальной сети» «Оскар» не достанется, то следующего шанса получить премию у фильма про Facebook уже, скорее всего, не будет. Ведь во многом своей популярностью фильм обязан ажиотажу вокруг самой Facebook, а вовсе не режиссуре Дэвида Финчера (фильм хороший, но не более того). Ну а этот ажиотаж долго не продержится: грядет новая эра в развитии социальных сетей. То, что именно социально-сетевые приложения и сервисы будут в новом десятилетии главным локомотивом бизнеса в глобальной сети, сегодня признают все. Если раньше об этом говорили, в основном, IT-аналитики и консультанты, то теперь это признали и сами инвесторы. Но социально-сетевые приложения и сервисы не остаются теми же, что и в прошлом десятилетии. Приходит новая эра социальных сетей: ресурсы для «прожигания времени» всех и вся уже не отвечают требованиям новой эпохи. В третьей, заключительной части книги Social Networking: The Future из трилогии Social Networking: The Past, Present, And Future (автор – известный венчурный капиталист Марк Састер – партнер GRP Partners) сделан сногсшибательный прогноз: «скоро мы сформируемся вокруг «True» социальных сетей: Quora, HackerNews, Namesake, StockTwits». Т.е. всякие там Facebook – это «Not True», поскольку: «С 2006 года меня сильно беспокоит то, что я называю «проблемой Facebook» : они пытаются затянуть меня в одну большую социальную сеть. Никто не может быть в одной социальной сети. Ту сеть, где я собираюсь поговорить с друзьями о нашей пьяной вечеринке в прошлые выходные, я не хочу делить со своей семейной сетью, где я показываю фотографии своих детей родителям и братьям». И если Марк Састер прав, – а я в этом практически уверен, – то будущее за специализированными социальными сетями. Зачем мне или вам, или кому-либо еще одна социальная сеть на все случаи жизни? Ведь в реальной жизни это совсем не так. В одной «сети» мы, по жизни, занимаемся работой, в другой – учимся, в третей – общаемся с друзьями, в четвертой – с родственниками, в пятой, шестой и т.д. – общаемся по нашим интересам, по делам с соседями, «родственными душами» по радикулиту и т.п. Зачем же все это засовывать в одну сеть? Да и не засовывается это никак. Facebook пытается хоть как-то решить эту проблему через создание групп и новый функционал персонализации. С ним становится несколько легче. Но проблема таким образом не решается. И потому новые, по определению Марка Састера, «настоящие», «True» социальные сети Quora, HackerNews, Namesake, StockTwits (и наша Witology) идут другим путем. Путем специализации сообществ, типов коммуникаций и видов совместной деятельности: кесарю – кесарево, слесарю – слесарево. Другое принципиальное отличие новых социально-сетевых приложений и сервисов – это их приход в корпоративный бизнес. Новые социальные сети уже не «для удовольствия». Они «для бизнеса». И последнее исследование McKinsey это убедительно подтверждает: «Появляется новый класс компаний они интенсивно используют технологии Web 2.0 для того, чтобы объединить внутренние усилия сотрудников и сделать свой бизнес ближе к клиентам, партнерам и поставщикам. Мы называем этот новый вид компании сетевым предприятием». Конечно, все это не значит, что Facebook и другие социальные сети на все случаи жизни быстренько отомрут. Совсем нет. Но новая эра социально-сетевых приложений и сервисов вовсе не за ними. Так что будущий «Оскар» лучше заготовить для чего-нибудь еще.