Всевозможные законы, стандарты и стратегии, появляющиеся из недр правительства, часто вызывают один и тот же вопрос: «Кто это писал?» Я могу предложить ответ для сферы науки и инноваций. У Минобрнауки, одного из самых открытых министерств, есть информационная система, в которой фиксируется информация обо всех конкурсах, проводимых в соответствии с законом о госзакупках. В числе прочих в базу внесены и аналитические проекты, результаты которых прямо или косвенно превращаются в официальные документы. Форсайт и приоритетные направления поддержки науки, реформа государственных НИИ, венчурные фонды, инновации в вузах – все эти вопросы проработаны для министерства разнообразными аналитическими центрами. Вдобавок зачастую те же организации проводят для Минобрнауки мониторинг эффективности федеральных целевых программ, контролируя и анализируя расход средств. Зная, кого искать в министерской базе, можно составить целый рейтинг аналитических и мониторинговых центров – по объему заказов, полученных на исследования, разработку мер госполитики и контроль их воплощения на практике. Результаты позволят судить о влиятельности тех или иных групп экспертов, наравне с чиновниками ответственных за реформирование нашей науки. Сначала нужно пояснить, как обычно происходит выделение средств на аналитические работы. Возможны два условных варианта: либо чиновники, зная, что им нужно, договариваются с исполнителями, либо исполнители внедряют идеи о проведении тех или иных работ в умы чиновников. Формируется лот (например, вот такой) и выставляется на конкурс через официальные сайты. Системы организации конкурсов достались Минобрнауки в наследство от Роснауки и Рособразования, ликвидированных год назад. Как правило, конкурсы проходят в рамках министерских федеральных целевых программ типа ФЦП развития образования или ФЦП «Исследования и разработки». Как проходит экспертиза заявок, в деталях неизвестно. Но исходя из специфики аналитики и мониторинга, желанный для министерства победитель часто известен заранее. Большинство аналитических и мониторинговых лотов по науке проходит через ФЦП «Исследования и разработки». Ее-то я и исследовал, собрав информацию обо всех лотах такого типа, по которым состоялись конкурсы. Смежные лоты вроде разработки IT-решений, переподготовки кадров, проведения мероприятий, информационного обеспечения я не учитывал. Для подсчета были доступны только начальные (максимальные) суммы лотов, объявленные заказчиком. Реальные суммы контрактов, с которыми выходят на конкурс участники, могут быть меньше, особенно это характерно для последних лет. Непосредственно на реализацию проекта после налогов и прочих отчислений остается всего 50–70% от выигранной суммы. Многие победители используют субподрядчиков-соисполнителей. Получается, для подсчета доходов той или иной организации мой рейтинг не совсем годится, но для определения значимости организации в аналитической системе Минобрнауки он вполне подойдет. Если вас заинтересовал тот или иной исполнитель, смотрите перечень его проектов по министерской базе, там есть удобный поиск участников конкурсов. Итак, вот топ-15 исполнителей за 2005–2011 годы:
сумма, тыс. руб. | число проектов | |
ОАО «Межведомственный аналитический центр» | 283 050 | 20 |
«Высшая школа экономики» | 216 600 | 18 |
ООО «Инконсалт К» | 179 800 | 4 |
Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга | 106 000 | 2 |
РНЦ «Курчатовский институт» | 95 100 | 5 |
НП «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» | 90 200 | 5 |
«Центр исследований и статистики науки» при Минобрнауки РФ | 59 200 | 9 |
«Институт законодательства и сравнительного правоведения» при Правительстве РФ | 47 000 | 10 |
Российская академия государственной службы (ныне РАНХиГС) | 44 000 | 3 |
АНО «Национальный информационно-аналитический центр энергоресурсоэффективных технологий» | 43 400 | 5 |
АНО «Научно-консалтинговая корпорация концептуальных исследований и развития социально-экономических систем» (Корпорация «Метасинтез») | 42 400 | 2 |
Московский государственный технический университет им. Баумана | 41 500 | 3 |
Российский НИИ экономики, политики и права в научно-технической сфере | 38 000 | 10 |
Московский физико-технический институт (ТУ) | 37 200 | 1 |
Союз инновационно-технологических центров России | 31 450 | 3 |
*данные на 10 февраля Не буду в деталях останавливаться на отдельных игроках, сделаю лишь несколько замечаний: – Между ключевыми аналитическими организациями присутствуют свои негласные договоренности. Так, «Высшая школа экономики» и «Межведомственный аналитический центр» (МАЦ) никогда не конкурируют друг с другом. Есть еще несколько подобных наблюдений. – Два крупных исполнителя тесно связаны с руководством министерства. Региональный фонд научно-технического развития Санкт-Петербурга создан и долгое время возглавлялся Андреем Фурсенко, а главой МАЦ до недавнего времени был заместитель министра Алексей Пономарев (при этом ОАО «МАЦ» на 100% принадлежит государству). – Непонятен механизм определения начальной стоимости лота. Особенно сейчас, в связи с демпингом со стороны участников конкурса. Так, на новые многомиллионные лоты по мониторингу отдельных направлений ФЦП (нано, био и т.д.), которые рассматриваются сейчас конкурсной комиссией, почти все участники уже вышли с суммами, которые в полтора–два раза ниже начальных, предложенных Министерством (30 млн руб. вместо 60 млн руб. и т.д.). – Между участниками присутствует заметная конкуренция (см. статистику ниже), правда, выигрывают обычно одни и те же. – Часто вовсе невозможно понять, на что оказались потрачены деньги: нет не только открытых отчетов, но и вообще хоть каких-то сообщений о результатах проектов, чьи названия намекают на огромную государственную важность. Все права на результаты принадлежат заказчику-министерству, и status quo позволяет исполнителям успешно скрывать свои творения. Помимо ФЦП «Исследования и разработки» аналитика финансируется еще через несколько других крупных программ. Сами объемы средств, которые идут на такую работу, означают, что на аналитической ниве трудятся многие ведущие научно-образовательные эксперты. Получается, что именно их результаты закрыты от публики. Такое поведение оправдано экономически: распространение качественных отчетов по проектам привело бы к расширению и развитию экспертного сообщества – и к росту конкуренции за лоты. Наконец, следует признать: сокрытие результатов прямо благоприятствует распилам. В итоге страдают наши наука и образование. Но обычно мы осознаем это только тогда, когда аналитические отчеты превращаются в законопроекты.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
среднее число участников конкурса | н/д | н/д | 2,29 | 2,55 | 5,36 | 1,56 |
средний размер лота, тыс. руб. | 5 434,43 | 5 015,79 | 8 410,42 | 10 439,47 | 13 020 | 17 093 |
число конкурсов | 61 | 19 | 48 | 38 | 25 | 16 |
общая стоимость, тыс. руб. | 331 500 | 95 300 | 403 700 | 396 700 | 325 500 | 273 500 |
Обработано 209 записей о лотах на общую сумму 2,012 млрд руб. Контракты по этим лотам заключены с 76 организациями.