о росте продаж загородного жилья:
Динамика роста числа сделок купли-продажи в январе 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составила 20 – 25 %. Что касается количества сделок, то, исходя из наших данных по 40% от всего рынка загородной недвижимости, в 387 поселках сегодня идут активные продажи. В течение 2010 года, скорее всего, их число возрастет, так как многие проекты были в 2009 году частично заморожены, и в 2010 они, скорее всего, оживут. В декабре в указанных 387 поселках было зафиксировано 327 продаж. По сравнению с декабрем 2008 года всего на 20% меньше. Что касается нашей компании, то по сравнению с декабрем 2008 года в декабре 2009 года количество сделок возросло на четверть. В целом динамика темпа роста по сравнению с прошлым годом очевидна.
Если мы посмотрим по сегментам, то пострадали в основном эконом и бизнес, а вот бизнес+ и категория люкс оказались в более выигрышном положении. Поскольку целевой сегмент потребителей бизнес+ представляют топ-менеджеры и владельцы среднего бизнеса, которые, несмотря ни на что, в конце 2009 года получили бонусы. А элита всегда остается элитой. Это чиновники и крупные компании, которые никогда без средств к существованию и на покупку дома не останутся.
Причины этого роста банальные: рынок еще не насытился продуктом. Желание улучшить свои жилищные условия и переехать за город, либо просто приобрести загородный дом никуда не пропадало. Тем более по-прежнему у многих есть и желание, и возможность. Однако в 2008 и 2009 годах многие заморозили свои желания, опасаясь неопределенности и прогнозов некоторых чиновников. Кто-то начал спасать свой бизнес, а кто-то просто отложил «в матрас».
По макро- и микропоказателям в экономике наблюдается улучшение. И наши государственные чиновники начали снова нам обещать светлое будущее. На этом фоне некоторые крупные компании заявили о прибыльности в 2009 году (такие как Сбербанк, ВТБ, ОАО РЖД) тем самым вылив ушат воды на мельницу оптимистов. Да и показатели говорят нам о том, что ситуация улучшается. Рост спроса неминуем. Проблема заключается в том, что рост будет, скорее всего, не резким, о чем так мечтают девелоперы. А все потому, что покупатель ужесточил критерии отбора, требования к продукту. Это, в основном, готовое жилье в готовом поселке, либо уже в жилом поселке, который достраивается. Никто уже не хочет вкладываться в обещания, в долгострой. Никто никому уже не верит. А проектов, отвечающих данным требованиям среди выше названных не более 40%.
Получается, что спрос конкретно по готовому жилью выше, чем предложение. Показатели января по рынку вдвое превышают показатели прошлого года, потому что в начале 2009 года резко снизились продажи. А в этом году уже в первой половине января продаж больше, чем за весь январь прошлого года. Прогнозируется, что февраль и март будут такими же позитивными для рынка «загородки».
Подорожание произошло практически во всех сегментах. Но именно в поселках, где застройщик может предложить уже готовые объекты с подключенной коммуникацией, с готовой инфраструктурой и которые готовы для проживания, цены на домовладения поднялись по-разному: от 10 и до 50%. Конкретизировать не буду, чтобы не делать рекламу и никого не обидеть. Многие ошибочно полагают, что цены по рынку упали и надо ждать резкого их скачка. Этого не произойдет, но отмечу одно: в течение 2009 года во многих поселках, где можно было приобрести готовое для проживания жилье, цены выросли от 10 до 50%. Со вторичкой иная ситуация – там цены действительно упали. Так, например, в одном и том же поселке, где продавалась первичка и вторичка, вторичка была на 20% ниже, чем у застройщика. То есть для покупателей было выгоднее покупать вторичку, когда дом уже обустроен.
Да, действительно, до кризиса процент инвестиционных сделок составлял практически одну треть, но, что касается ситуации 2009 года и нынешнего роста, – все это абсолютно не связано с инвесторами, так как большинство инвесторов, даже частных, очень сильно заняты поддержанием своего личного бизнеса, поднятием его на ноги после кризиса. Сейчас это продажи, которые делают люди, у которых действительно был спрос, и они его отложили. Если посмотреть в процентном соотношении, то всего 5 – 7% – это инвестиционные сделки, а все остальные – это люди, которые покупают жилье в первый раз.
«Кто-то начал спасать свой бизнес, а кто-то просто отложил в матрас»
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Директор по маркетингу инвестиционно-строительного холдинга RODEX Group Армен Маркосян
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...