В рамках публичных чтений лауреатов и номинантов премии «Просветитель» в Культурном центре ЗИЛ прошла лекция доктора физико-математических наук, астронома, профессора математико-механического факультета СПбГУ Владимира Решетникова «Эдгар По и современная космология: поэма в прозе “Эврика”». Slon публикует сокращенную версию этой лекции.

В конце своей жизни Эдгар Аллан По написал книгу, часть идей которой, без преувеличения, пересекается с концепциями современной космологии. Мало кто из людей, имевших гуманитарное образование, внес значительный вклад в естественнонаучную сферу. Однако примеры есть: так, Уильям Гершель, который изначально был музыкантом и композитором, открыл планету Уран и исследовал Млечный Путь, а поэт Иоганн Вольфганг Гете написал «Трактат о цвете».

Биография Эдгара По не напоминает биографии ученых, тем более астрономов. Он родился в Бостоне в семье бедных актеров. Мальчик остался сиротой, но, к счастью, был принят в дом богатого коммерсанта Джона Аллана, в связи с чем его детские годы прошли в благополучной обстановке. Уже в колледже он стал проявлять интерес к астрономии – у него даже был маленький телескоп, с которого и началось его увлечение другими планетами.

По создал канон и порядок построения детектива

Эдгар По – родоначальник сразу нескольких жанров литературы. Он великий поэт, основоположник жанра рассказов-ужасов и, о чем известно менее всего, создатель формы современного детектива. Он написал три прекрасных детективных рассказа: «Тайна Марии Роже», «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо». Александр Куприн считал, что все творчество Артура Конан Дойля содержится в этих трех рассказах. Повествование у обоих идет от лица некоего компаньона-рассказчика, оба автора вводят в повествование знакомого полицейского, приносящего дела для расследования. И герой По (Дюпен), и герой Конан Дойля (Холмс) – люди, ведущие странный образ жизни. Подчеркнут аналитический склад ума главного героя, сыщики и их друзья живут в одной квартире – и Конан Дойль был не единственным писателем, взявшим некоторые детали от героя По.

Очевидно, что Огюст Дюпен – это отчасти сам Эдгар По. Писатель обладал недюжинными аналитическими способностями, имел интерес к математике, головоломкам. Будучи корреспондентом одного журнала, он бросил вызов читателям с просьбой присылать любые тексты-головоломки, которые он брался расшифровать. Письма шли со всего мира, По разгадал около ста шифров. Еще одна история связана с Чарльзом Диккенсом, который в 1841 году начал публиковать исторический роман с элементами детектива «Барнеби Радж». Эдгар По, прочитав главу романа, в которой происходит убийство, сразу же угадал, кто будет убийцей, и дал Диккенсу несколько советов по написанию детективов.

По создал канон и порядок построения детектива: в начале должна формулироваться задача, разгадкой которой занимается сыщик-любитель с аналитическими способностями, его сопровождает герой-рассказчик. Задача имеет условия, которые четко излагаются, отправной точкой часто бывает несправедливое обвинение, разрешение тайны должно быть неожиданным. Концовка же должна напоминать лекцию, которую снисходительный преподаватель читает не слишком сообразительному ученику.

По – основоположник жанра научной фантастики

Наконец, По считается основоположником жанра научной фантастики. Как и в случае с детективами, он стал автором лишь нескольких фантастических рассказов (один из них – «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»). Как писал сам Эдгар По, он «пытался достигнуть правдоподобия, пользуясь научными принципами в той мере, в какой это допускает фантастический характер самой темы». По был вдохновлен «Курсом астрономии» Джона Гершеля. Интрига этого рассказа с современной точки зрения довольно нелепа: герой улетает на Луну на воздушном шаре. Однако для первой половины XIX века это не столь фантастично. Протяженность Земной атмосферы была еще неизвестна, не было понятно, есть ли атмосфера у Луны. Сам По, ссылаясь на некоторые данные, утверждал, что атмосфера у Луны все же есть, не зная, что в 1834 году было доказано ее отсутствие.

В этом рассказе очень много астрономической специфики. Герой рассуждает, как далеко ему нужно лететь: автор приводит параметры орбиты Луны очень точно, зная, что Земля находится в фокусе этой орбиты, и утверждая, что ее форма эллиптическая. Также По описывает формулу сферической тригонометрии и рассчитывает, какую часть земной поверхности видит его герой, поднявшись на ту или иную высоту. Математические и астрономические реминисценции можно найти и в других рассказах По: он интересовался кометами, зодиакальным светом, характеристиками современных ему телескопов, рассуждал об изменении плотности атмосферы Земли в соответствии с расстоянием от нее, ссылался на Гумбольдта, Гей-Люссака и Кассини.

В 1848 году Эдгар По прочитал лекцию о Вселенной, а позже выпустил книгу «Эврика. Поэма в прозе». Она была посвящена Александру фон Гумбольдту.

Как видел Вселенную Эдгар По?

Что вообще представляла собой астрономия 1848 года? Наиболее известными астрономами были Фридрих Бессель, отец и сын Гершели, лорд Росс, Струве. Основная область исследований – двойные звезды, туманности и скопления, только что были открыты астероиды. Наиболее значительными событиями того времени стали открытие годичного параллакса и Нептуна. Вселенная же представлялась как бесконечная стационарная – ньютоновская.

Как представлял себе Вселенную Эдгар По? Он допускал бесконечность пространства, однако считал Вселенную звезд конечной во времени и пространстве. Он говорил о некой последовательности вселенных, подобных нашей, – то есть он сформулировал концепцию мультивселенных, которая является популярной и сейчас. Он указал, что законы других вселенных могут отличаться от нашей. Галактики же представлялись тогда как некие туманные пятнышки, которые в то время активно зарисовывались. Существовало предположение, что это могут быть отдельные Млечные Пути, однако до начала ХХ века люди не знали точно, что они собой представляют. В частности, профессор Санкт-Петербургского университета Иванов писал, что все пространство, имеющее форму Млечного Пути, носит название Вселенной, размеры которой определяются тем, что через ее поперечник свет проходит примерно за 40 тысяч лет.

Эдгар По же писал, что телескопические наблюдения позволяют установить, что постижимая Вселенная существует как гроздь неправильно расположенных гроздей. Грозди же есть то, что мы определяем как звездные туманности. То есть он описывает Вселенную как скопление галактик. Расстояние до ближайших галактик, по его мнению, – три миллиона световых лет (здесь он ссылается на Гершеля). Он упоминает, что есть и далекие галактики, куда свет идет несколько миллионов световых лет. Млечный Путь По считал чечевицеобразным звездоостровом или собранием звезд, причем подчеркивал, что нет никаких оснований считать его большим по размеру в сравнении с другими галактиками и звездными островами. Гершель помещал Солнце вблизи центра Млечного Пути – Эдгар По расположил его на периферии вопреки всем представлениям астрономов. Также он считал, что Вселенная конечна во времени, и из-за конечной скорости распространения света свет из самых дальних концов Вселенной не успел до нас дойти.

Как, по мнению По, возникла Вселенная?

Эдгар По ввел принцип существования первичного единства вещества. Согласно этому принципу, все вещество Вселенной находилось в виде первичной частицы, гравитация же была побуждением вещества вернуться в свое первичное единство. По говорил, что произошел взрыв, причиной которого стала сила отталкивания. Он предположил, что распределение вещества во Вселенной однородно. Во время взрыва существовала некая математическая логика: силы излучения были пропорциональны квадратам расстояний (имеется в виду расстояние до конкретного слоя в момент максимального разлета). В результате взрыва вещество выбрасывалось последовательным сферическими слоями, причем каждый следующий слой содержал все меньше и меньше атомов. В конце стадии разлета вещество существовало в виде рассеянных атомов, никаких объектов не было. Потом пришла эпоха физической Вселенной, когда начало работать тяготение (как раз проявление побуждения вещества к возвращению в единство).

Что происходит дальше? Вещество сжимается, под действием сжатия начинают образовываться объекты. Они образовывались из-за флуктуации плотности (ее причина – атомы разной формы, первоначально разбросанные, а потом притягивающиеся). Потом образовались звезды и планеты (гипотеза о их образовании принадлежала Лапласу) – благодаря протозвездному облаку.

В настоящее время эпоха формирования звезд и галактик давно закончилась, и наблюдаемое разнообразие «звездотуманностей» отражает не то, что они находятся на разной стадии развития, а тот факт, что мы видим их на разных расстояниях, и из-за конечной скорости распространения света далекие объекты выглядят не так, как близкие. По предположил, что в итоге планеты будут поглощены звездами, звезды сольются между собой, и образуется единый естественный шар шаров, который затем мгновенно исчезнет. Однако, оказывается, могут возникнуть другие условия, другое мироздание и другое излучение, и из исчезнувшего шара может родиться новая Вселенная (это так называемая концепция пульсирующей Вселенной).

Другими догадками, опубликованными в «Эврике», стали предположения о существовании гигантских звезд, сильно превышающих по размерам нашу Солнечную систему, о темных звезд, о том, что развитие жизни на Земле связано с эволюцией планеты, и о том, что Солнце влияет на жизнь и геологические процессы на Земле.

Все основные элементы, упоминавшиеся в «Эврике», присутствуют и в современных представлениях о Вселенной

Итак, основными идеями «Эврики» являются:

рождение Вселенной путем Большого взрыва из исходного сверхкомпактного состояния; существование других вселенных, подчиняющихся неизвестным нам законам; возможная цикличность эволюции Вселенной; наличие в прошлом эпохи формирования объектов; сила отталкивания, существовавшая на определенной стадии развития Вселенной.

Получается, что все основные элементы, упоминавшиеся в «Эврике», присутствуют и в современной картине Вселенной, с той лишь поправкой, что мы живем в момент расширения Вселенной, а не ее сжатия.

Знали ли специалисты по космологии того времени об «Эврике»? Можно ответить так: даже если и знали, она не могла играть решающей роли, так как все же являлась художественным произведением, переполненным метафизическими размышлениями, вещами, связанными с Божьим промыслом и так далее.

Артур Эддингтон, чья работа привела к признанию концепций современной космологии, концепции Большого взрыва, высказал следующее суждение по поводу «Эврики» в 1940 году, когда биограф По попросил его об этом: «“Эврика” – это творение человека, попытавшегося согласовать науку своего времени с более философскими и духовными стремлениями разума». Он отметил, что По имел ум математика и что соответствие между его идеями и современными взглядами крайне интересно. Сохранилось и короткое замечание Эйнштейна 1934 года: «“Эврика” – красивое достижение удивительно независимого ума».

Резюмируя все это, можно сказать, что «Эврика» – уникальная книга. Это единственный труд по астрономии, написанный поэтом. Считается, что По одним из первых смог вообразить эволюционирующую ньютоновскую Вселенную. Он один из первых представил ее как объект. С другой стороны, нужно помнить, что «Эврика» – это не научная статья или монография, хотя в ней и собрано огромное количество ссылок на ведущих ученых того времени и ученых прошлого. Все же это вольные размышления о строении Вселенной, в которых наряду с удивительными догадками есть и явные оплошности.