Фото: ИТАР-ТАСС

Рейтинг Единой России стабильно падает, сегодня он составляет, по данным ФОМа, порядка 41%. По сравнению с докризисным 2007 годом он упал только на 3 процентных пункта (в промежутке имел большие значения), но если посмотреть, как менялась поддержка партии в разных демографических и социальных группах, то можно заметить противоречивую динамику. Единственная группа, в которой рейтинг партии власти стабильно растет на протяжении последних четырех лет – молодые женщины (18–34 года).

Рейтинг голосования за «Единую Россию» равномерно снижается от молодежи к пожилым возрастам. У молодежи он самый высокий: 45% по сравнению со средней цифрой 41%, в среднем возрасте (34–55 лет) он практически равен среднему показателю по России, а в возрасте 55 лет и старше рейтинг – всего 35%, то есть заметно меньше среднего.

Очень заметны различия рейтинга не только среди разных возрастов, но и в гендерных группах. Среди мужчин рейтинг «Единой России» – 33% – на 8 п.п. меньше, чем в среднем. У женщин, наоборот, рейтинг «Единой России» составляет 48%. Однако поскольку женщин численно больше, чем мужчин, особенно в пенсионном возрасте, их влияние на общий рейтинг заметнее.

Теперь мы совместим пол и возраст и увидим, что возрастная дифференциация рейтинга у мужчин не очень велика. Самый низкий рейтинг «Единой России» у мужчин пенсионного возраста – всего 30%, весьма низкий рейтинг у среднего возраста – 31% и немного выше у мужчин молодого возраста – 36%. Мужчины среднего возраста и мужчины-пенсионеры одинаково плохо голосуют за «Единую Россию», да и молодые мужчины не слишком от них отличаются.

У женщин возрастная дифференциация намного заметнее. Среди женщин-пенсионеров рейтинг «Единой России» составляет 39%, в среднем возрасте он подскакивает до 50%. Вполне возможно, что здесь играет роль то, что многие женщины работают в бюджетных организациях и зависят от них. Вероятно, в какой-то мере эта довольно высокая цифра обусловлена либо идейными соображениями человека, который работает в бюджетной сфере, либо знаменитым административным ресурсом. Но самая любопытная группа – это молодые женщины, среди которых наблюдается самый высокий рейтинг «Единой России».




Рейтинг «Единой России»

Доля изъявивших желание голосовать за «Единую Россию» на выборах в Государственную Думу в декабре 2011, % опрошенных

«Единая Россия» – партия инфантильных

Современное общество устроено так, что оно продлевает детство или то, что можно назвать периодом инфантильности. Об этом говорят психологи в самых разных странах. В самом деле, возьмем молодого юношу или девушку. Собственной семьи у них пока нет, детей нет, здоровье хорошее, в очередях в поликлинику им стоять не надо, покупать лекарства не надо, многие из них в значительной мере находятся на иждивении у родителей (особенно студенты). Ведь даже когда молодые люди начинают работать, родители их, как правило, не оставляют своими милостями. И, казалось бы, жизнь прекрасна.

Что касается более старших возрастов (35–55 лет), там все меняется с точностью до наоборот. Если родители живы, то уже им надо помогать. Где-то лет после 30 люди начинают в массовом порядке ощущать проблемы со здоровьем, как правило, они не смертельны, слава богу, но, тем не менее, они возникают. У многих складываются семьи, в любом случае это ответственность. Появляются дети – их надо растить, а это огромные затраты. Поколение физически начинает слабеть, а нагрузки сильно возрастают. Как говорится, жизнь бьет инфантильного человека «фейсом об тейбл». Инфантильность исчезает, а критическое отношение к происходящему вокруг резко начинает расти.

Пенсионеры – самая незащищенная и уязвимая группа. Их критическое отношение к происходящему еще больше объяснимо. И мы наблюдаем почти полную критическую солидарность в группе пенсионеров.

«Единая Россия» – партия молодых женщин

Самая любопытная группа – это молодые женщины, от 18 до 34 лет. Среди них самый высокий рейтинг у «Единой России» – 55%. Поразительный факт состоит в том, что это единственная социальная группа, где рейтинг партии власти не падает, а растет. С 2007 до 2011 года в этой группе рейтинг возрос в абсолютном выражении с 51% до 55%, 2011 год к 2007 году составил 108%.

Среди мужчин во всех возрастных группах рейтинг «Единой России» упал. Если взять 2011 год в процентах к 2007-му, то среди молодых мужчин рейтинг партии упал до 86%, у мужчин среднего возраста – до 84%, среди мужчин пенсионного возраста – также до 86%. То есть, у всех возрастных групп мужчин рейтинг «Единой России» упал в среднем на 15% к уровню 2007 года.

А вот у женщин наблюдается иная картина. Среди молодых женщин рейтинг «Единой России» возрос на 8%, среди женщин среднего возраста он упал, но не сильно – на 4%, и, наконец, среди женщин пенсионного возраста он упал на 13%. Таким образом, пенсионеры – и женщины и мужчины – имеют практически солидарную динамику снижения рейтинга.

Отсюда вытекает целый ряд важных следствий.

1) Пенсионеры – это не такая уж тихая и спокойная группа

Властям нужно очень серьезно надо задуматься над тем, что рейтинг «Единой России» среди пенсионеров падает быстрее, чем во всех других социальных группах, и особенно быстро он падает у женщин пенсионного возраста. В перспективе пенсионеры будут выступать с солидарным мнением по поводу «Единой России». Учитывая накопившиеся проблемы в Пенсионном фонде и тот факт, что у властей нет очевидной стратегии борьбы с этими проблемами и очевидного их решения, подобные настроения будут нарастать. И, в принципе, электоральный бунт пенсионеров становится вполне возможным. В какой форме это будет происходить, пока неясно, но можно вспомнить, например, 2005 год и массовый протест пенсионеров против монетизации льгот, и предложить это как сценарий.

2) Мужчины активнее женщин, их протестное электоральное мнение может распространиться на слабый пол

Не в обиду женщинам хочу сказать, что мужчины все-таки составляют более активную часть общества, и, по-видимому, их точка зрения может возобладать, они могут за собой потянуть остальных. Если судить по фокус-группам, то фокус-группы с мужчинами становятся все более злыми. В них очень много злых эмоций, что и коррелирует с их отношением к партии власти.

3) Молодые женщины – опора «Единой России»?

Самый поразительный факт состоит в том, что среди молодых женщин рейтинг «Единой России» растет настолько сильно, что оказывает влияние на средние величины. Но пойдут ли они голосовать – это очень большой вопрос. К сожалению, достоверных данных об этом в открытом доступе нет. Но мотивация голосовать в любом случае у них довольно низка.

4) Реальное влияние молодых женщин на российскую политику не столь велико

Молодежь, как известно, является одной из самых недисциплинированных в электоральном плане групп. В день выборов они чаще, чем другие возрастные группы, не ходят голосовать. Вопрос о явке, который регулярно задают населению социологи перед выборами, хуже всего прогнозирует именно поведение молодежных групп. Вопрос имеет ценностную окраску, люди думают, что голосовать надо, и отвечают социологам «правильно», но голосовать не идут. Согласно опросам, явка у молодежи примерно вдвое ниже, чем у пенсионеров. В реальности же она, вероятно, еще ниже. Когда мы говорим о том, что среди молодых женщин очень высок рейтинг Путина, то, конечно, надо понимать, что при подсчете суммарного рейтинга этот показатель надо домножать на коэффициент явки. В результате может оказаться, что реальное влияние молодых женщин на российскую политику является не столь большим, как показывают нам рейтинги.

Почему женщины так любят «Единую Россию», и, наверное, Путина тоже?

Существует несколько гипотез, которые объясняют декларативное электоральное поведение молодых женщин.

Первая гипотеза: Сексуальная

Этой гипотезы любят придерживаться психологи. По их мнению, Путин – это мачо. Женщины бессознательно это считывают с его облика, выражения лица и так далее, принимая решение на бессознательном уровне, и оказывают ему поддержку в силу этой причины. Хотя сейчас Путин явно постарел, поэтому трудно сказать, насколько эта гипотеза сохраняет силу.

Вторая гипотеза: Социальная

Ее важно не путать с первой, хотя она может казаться похожей. Ее природа совершенно другая. Глеб Павловский как-то проницательно сказал, что у российских женщин существует системная обида на российских мужчин за асоциальное поведение последних. Глядя на Путина, женщина, пережившая гендерную обиду (например, развод или оставшаяся одна с ребенком), несомненно, ощущает острое чувство несправедливости. А дальше остается только процитировать песню, которую я считаю гениальной: «Такого, как Путин, чтобы не пил, такого, как Путин, чтобы любил». Т.е. на телевизионном экране Путин мог восприниматься многими женщинами как человек приличный, надежный, с твердыми моральными устоями, который в ситуации семейной жизни проявит ответственность, на которого можно положиться, который будет прилагать усилия, чтобы нормально содержать семью.

Третья гипотеза – моя личная:

Уведу вас в теорию рекламы, в вопрос изучения воздействия рекламы на потребителя или избирателя. Где-то во второй половине двадцатого века был открыт довольно важный эффект, что существует два механизма воздействия рекламы на человека. Первый механизм был хорошо осознан еще в 20-е годы классиком рекламы Клодом Хопкинсом, девиз которого проходит через все учебники по маркетингу и звучит так: «Объясняй, почему». Если у тебя хороший продукт – политический или товарный, например, костюм – объясни, что это костюм более ноский, ты его будешь носить в два раза дольше, а заплатишь лишь на 20% больше. Т.е. это выгодное предложение, и оно обращено к рацио человека – к его разуму или рассудку. Убеждение строится на логике.

Но во второй половине двадцатого века, где-то в шестидесятые–семидесятые годы был открыт более примитивный и древний механизм, наверное, менее сильный, но, тем не менее, реальный. В каком-то смысле, он даже, наверное, свойственен не только человеку, но и высшим животным. Суть этого механизма проста: при прочих равных условиях люди выбирают тот продукт, в том числе и политический, который кажется им более знакомым. Подчеркиваю слово «кажется».

Приведу пример, который может работать одинаково хорошо и с брендом пива, и с политиком Путиным. Возьмем пиво «Золотая бочка», бренд был в свое время очень успешен. Его создателям такого эффекта достичь удалось благодаря тому, что интенсивная реклама очень четко совпала с появлением «Золотой бочки» в магазинах. Покупатель, который бутылку «Золотой бочки» в руках не держал и вкуса не пробовал, входит в магазин и видит бутылку, которую ему показала интенсивная реклама. Она ему кажется знакомой, и он ее покупает, предпочитая другим аналогичным маркам.

Такой эффект кажущейся знакомости может относиться не только к продуктам, но и к политикам. Механизм работает так: чем более важным для человека является продукт, тем сильнее он включает рацио. Обратите внимание, как люди, хорошо знающие компьютеры, их покупают. Они очень серьезно сравнивают характеристики, цены, эта покупка дорогостоящая и она для них важна. Есть вещи намного менее интересные, например, салфетки, повседневные привычные товары, если они все хорошего качества или цена разных марок не сильно разнится, или правильно располагается на кривой цена/качество, то у покупателя нет никакого резона покупать конкретную марку – именно эту, а не ту. Один маркетолог назвал эту группу товаров «низковольтными», с точки зрения вызываемого ими интереса. Здесь и возникает возможность использовать второй механизм, когда рацио молчит или не дает никаких сигналов. В случаях «низковольтных» товаров можно использовать более древний механизм «бери то, что тебе знакомо».

Так вот, может быть, российским молодым женщинам политика до такой степени неинтересна, что они, может быть, и не знают никого, кроме Путина и «Единой России», поэтому и «берут то, что знакомо».

Иногда чтобы лучше понять ситуацию, надо довести ее до крайних проявлений. Я приведу пример, на котором можно понять декларативное электоральное поведение россиян. По словам известного географа Родомана, в России есть две полярные группы, в одной из которых разговоры о политике доминируют, а в другой отсутствуют. Люди, которые больше всего говорят о политике, – это мужчины-алкоголики, а люди, которые никогда не говорят о политике – это проститутки.

Конечно, это маргинальные девиантные группы, но они образуют крайние полюса явления, которое мы видим и в обыденной жизни. Возьмите любую вечеринку вполне пристойных людей: подвыпившие мужчины говорят о политике, а женщины – о своем, о женском. На этом основании я выдвигаю гипотезу, что молодым женщинам политика до такой степени неинтересна, что единственное, о чем они думают, когда отвечают на вопрос анкеты – это о том, как бы им ответить «правильно», воспринимая анкету, как своего рода экзамен. Правильным ответом им кажется «Единая Россия». В силу большого рекламного присутствия Путина и «Единой России» у них складывается ощущение, что это что-то знакомое. И они бессознательно выдают такой результат, который, скорее всего, не реализуется в поведении (хотя эту гипотезу надо проверять).

Вопрос: Помните, в 90-е годы был такой лозунг «Не допусти победы коммунистов – в день выборов запри бабушку дома». Можно ли этот лозунг переиначить на современный лад: «Не хочешь допустить победы «Единой России» – 4 декабря запри молодую жену дома»?

Ответ: Ну, зачем же запирать молодую жену? Надо предложить ей что-нибудь поинтереснее, чтобы она от скуки не пошла на избирательный участок.