Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Правительство утвердило новый перечень основных лекарств, расширив его на 10%. Казалось бы, только радоваться. Но почему-то радости нет. На этапе становления новой России, учитывая рекомендации Всемирной организации здравоохранения, чиновники решили создать свой национальный перечень. Перед ним была поставлена задача поддержать развитие отечественной фармацевтической промышленности. А поскольку промышленность выпускала только старые и малоэффективные препараты (за редким исключением), то они и вошли в первую редакцию перечня. В какой-то момент – примерно в 1993 году – перечень превратился в список лекарств для домашней аптечки. Сейчас этот документ уже не найти. Но вскоре вновь вернулись к идее поддержки наших разваливающихся фармзаводов. Ситуацию стала меняться с появлением Формулярного комитета в конце 90-х. Впервые за формирование перечня взялись высокопрофессиональные врачи. Целью его коренной переработки провозгласили обеспечение доступности для больных самых важных лекарств: противоопухолевых, антибиотиков, для лечения психических заболеваний, ВИЧ-инфекции, сахарного диабета. Появились основные принципы, главный из которых – в перечень включаются препараты, имеющие убедительные доказательства эффективности, – принцип так называемой доказательной медицины. Второй важнейший момент – консенсус всех экспертов и абсолютная открытость процедуры: на заседаниях всегда присутствовали как члены комитета, так и производители лекарств и журналисты. Не всех чиновников эти процедуры устраивали. И с 2005 года Формулярный комитет был отстранен от принятия решений относительно состава перечня, хоть мы и остались экспертным независимым органом, который оказывал влияние на включение тех или иных препаратов в список. Но с 2007 г. Минздравсоцразвития принимает решения в закрытом режиме, отбиваясь от «нападок» экспертов как может. Год назад дошло до многочисленных жалоб специалистов в адрес президента и премьер-министра. Чиновники не сдались и не включили в перечень огромное число противоопухолевых средств. Отписывались откровенной глупостью о «взаимозаменяемости» противоопухолевых средств. Это не так: все они уникальны, входят в разные схемы лечения разных видов рака. Однако в этом году все прошлогодние «убедительные» доводы были забыты, и те препараты, против которых чиновники выдвигали массу яростных возражений, оказались в перечне. Поневоле начинаешь думать, что были найдены правильные подходы к лицам, принимающим решения о включении лекарств в документ. Какие подходы? Думаю, никому объяснять не надо. Как и в прошлом году, в списке не менее 10% лекарств-пустышек, не имеющих доказательств эффективности. Странный перечень «жизненно необходимых препаратов», если среди них – точно не оказывающие никакого действия. Об этом писалось и говорилось не раз, но видимо есть веские основания не слышать голоса разума и экспертов. Пожалуй, главное – цель существования нынешнего перечня. Вы думаете, он нужен для снабжения лекарствами больных людей? Ошибаетесь. Для этого работает перечень ДЛО от 2007 г. и перечень для ликвидаторов Чернобыльской АЭС от 2002 г. Лишь 5–7% наших граждан могут получить лекарства бесплатно по спискам, утвержденном Минздравсоцразвития. И они не имеют отношения к ежегодно утверждаемому правительством страны перечню. С 2008 г. ему предан новый «смысл» – регулировать цены. Вообще эта задача уходит корнями в наше совковое прошлое. С одной стороны говорят про свободный рынок, который все отрегулирует сам (хотя цивилизованный мир давно отказался от этой безумной идеи – торговли лекарствами на рынке), с другой – самым примитивным и командно-административным образом вмешиваются в «свободу торговли». Под лозунгом защиты интересов бедных и несчастных больных. Результатом этого вмешательства стало исчезновение в России нескольких действенных и действительно жизненно необходимых лекарств (их стало бессмысленно завозить в Россию – цены зарегулированы, а спрос не гарантируется), сокращение производства в стране основных лекарств с трендом ухода фармкомпаний в производство БАД, многомесячные – до полугода – перебои с поставками. По новым правилам, если цена на лекарство не зарегистрирована до 31 декабря, то аптеки должны изъять такие препараты из оборота уже 1 января. И никто не оплачивает этот риск: производитель просто не получит денег, аптека – прибыли. В 2011 году, из-за поздней публикации перечня – лишь в середине декабря – совершенно неясно, успеют ли фармкомпании сделать спринтерский забег по регистрации цены. Кроме того, имеются существенные различия по способу ценообразования для отечественных и зарубежных лекарств: российские производители оказались в худшем положении (под лозунгом о развитии отечественного фармпроизводства). А в этом году чиновники отказали повысить цены на отечественные лекарства даже в размере инфляции. Странная все-таки ситуация. Граждане в основном покупают лекарства, не входящие в перечень, по которому регулируют цены. Зачем же столько перечней и регуляций? Что за неуважение к труду экспертов? Если государство не оплачивает лекарства – почему оно регулирует цены? Почему не обеспечивать всех граждан страны хотя бы минимальным набором – порядка 150 наименований – лекарств за счет консолидированного бюджета? Вот вопросы, на которые нет ответа.