Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Я ни разу не писал политических комментариев, но, видимо, предстоящие в выходные выборы и наблюдения за бесконечными спорами в блогах и социальных сетях противников и сторонников Путина заставляют меня это сделать.

Вчера в центре русской культуры в Лондоне, так называемом Пушкинском доме в Блумсбери, состоялась весьма примечательная и интересная дискуссия о переменах и становлении демократии в России. Во встрече, в том числе, принимали участие Сьюзан Ричардс, основатель портала «Открытая демократия», и один из ярчайших представителей несистемной оппозиции, музыкальный критик Артемий Троицкий.

Обсуждали самые различные политические темы последних месяцев, возможные сценарии развития страны и поведение оппозиционных сил. Мне было исключительно интересно послушать именно Артемия Троицкого, к которому я отношусь с большой симпатией и уважением. В частности, с его слов, следовало, что наша оппозиция не имеет четкой стратегии дальнейшей работы, поскольку особо не задумывается о том, что будет дальше, но при этом хочет немедленных изменений на политической карте России здесь и сейчас.

Этот вывод, разумеется очевиден сейчас многим, но именно он заставляет глубоко задуматься о том, что либеральная идея в очередной раз будет дискредитирована в России именно при отсутствии у сторонников «белой ленты» четкой стратегии дальнейших действий, а также банального терпения.

Как ни крути, Владимира Путина, на котором свет сошелся клином как на человеке, олицетворяющем коррупцию и несовершенство политической системы, поддерживает около трети населения страны. Примерно такой же процент, если не больший, верит в антироссийские козни Западной Европы и США, а также финансирование людей вроде Артемия Троицкого госдепами наших «конкурентов за мировое господство». Таким образом, любое изменение политической системы, необходимое нашей стране, должно подразумевать тесную работу с этими 30% населения, то есть их просвещение об истинном положении вещей в современном мире: открытости и взаимодействии стран, ценности свободы выбора, и т.д. и т.п.

Однако, на мой взгляд, тенденции к этому у оппозиции как раз пока не наблюдается.

Во-первых, попытки политических дискуссий в блогах и соцсетях сводятся к тому, что любой призыв к диалогу с людьми, вышедшими на Поклонную гору, автоматом приравнивается белоленточниками к диалогу с самим Кремлем. Несогласных с этим они, как правило, шельмуют и отправляют «в стойло». На политических митингах в реальной жизни терпения к инакомыслящим также мало.

Во-вторых, сам факт приездов в Лондон по различным причинам накануне выборов таких заметных представителей оппозиции, как Троицкий, Быков и Ефремов (их перформанс «Гражданин поэт» намечен в Лондоне на завтра–послезавтра и пройдет при поддержке Евгения Чичваркина), а также Алексея Навального в октябре прошлого года, лишь подливают масла в разговоры о госдеповских деньгах. Естественно, что для большинства разумных людей эти визиты не требуют никакого объяснения, однако, для 30% искренне поддерживающих Путина эти визиты окрашивают оппозицию в цвета американского или британского флагов.

На это положение вещей оппозиции ни в коем случае нельзя закрывать глаза и просто продолжать «to have fun», как обмолвился вчера Артемий Троицкий. Мнение истинных сторонников Путина важно хотя бы потому, что эти люди живут рядом с нами бок о бок, и будут продолжать жить также, как и остальные 60%+ процентов населения России, которые поддерживают кого-то другого, объединились под символом белой ленты или еще вообще не определились со своими предпочтениями.

Время истинной победы либеральной оппозиции не придет до тех пор, пока 30% пропутинского населения страны не будут вовлечены в терпеливую дискуссию о наших проблемах, возможностях и роли нашей страны в мире. Оппозиции необходимо осознать неотложность создания условий для подобного просветительского диалога, будь то в интернете или на митингах. В этой связи отдельным разумным голосом на общем фоне в СМИ как-то прозвучал Сергей Удальцов, пригласивший сторонников честных выборов также прийти и на митинг сторонников Путина.

За кого бы мы ни голосовали 4 марта, мы голосуем за будущее России, которое видим по-разному, но в которое верим. Важно, чтобы при этом мы не боролись друг с другом. Нежелание власти слышать оппозицию и агрессивность «нашистов» уже давно свидетельствуют о том, что путинский лагерь этого не понимает. К сожалению, и оппозиция, как бы ее ни определяли, этого (пока) в полной мере не осознает. Будущее будет за ней, если она сможет сделать первый шаг и начать диалог со сторонниками Путина. Это вовсе не означает предательства тех принципов, которым она – оппозиция – следует. Это – необходимая часть цивилизованного политического процесса, процесса конвертации тех слоев российского общества, которые до сих пор живут с шорами мифов и пережитков советского времени, в сторонников азов демократии в лучших европейских, американских, японских или, если хотите, новгородских традициях! Для этого, безусловно, нужно терпение. Но это – неотъемлемый шаг той будущей стратегии, которая должна быть у всех, кто поддерживает «белую ленту».