Фото: REUTERS/Robert Galbraith

Многие уже заметили, что, к сожалению, без Стива Джобса Apple понемногу теряет свою магию и даже не особо скрывает это. Новый iPad представлен публике не как революционное устройство, но как очередной, вполне эволюционный шаг в совершенствовании гаджета. Ничего магического – чуть побыстрее процессор, получше камера, покачественнее экран. Хотя, судя по заказам бурному росту акций в преддверии первого дня продаж – 16 марта, – этого более чем достаточно для коммерческого успеха. Судя по тому, что теперь устройство именуется просто iPad – без порядкового номера, в дальнейшем его будут без особой помпы постепенно улучшать, как это сейчас происходит с линейками ноутбуков.

То, что Купертино будет еще как минимум пару лет лидировать на рынке планшетов, несомненно. Единственная заметная угроза – это Microsoft и будущие планшеты на ее системе, которая тесно интегрирована с грандиозным парком РС по всему миру. Но, во-первых, пока неясно, будет ли эта продукция соответствовать ожиданиям, а во-вторых, в любом случае, появится она только к концу этого года. Тем временем Apple будет наращивать преимущество, одновременно показывая всем остальным, как в принципе надо обращаться с подобными устройствами (например, в iPhoto для iPad она показала Adobe, как на самом деле должно выглядеть взаимодействие с пользователем при редактировании фото на планшете).

Но это все, к сожалению, очень скучно. Непонятно, вернется ли к Apple ушедшая магия. Тем более, что кое-что революционное в новинке все-таки есть. И будь Джобс жив, чего уж там сомневаться, он-то бы смог найти способ обратить на это внимание публики. Речь идет об определенном сочетании свойств экрана планшета – а именно, его размеров и разрешающей способности. Эта техническая особенность в довольно короткой перспективе грозит фундаментальной перестройкой всей компьютерной индустрии.

Экран iPad – это первый в истории отрасли дисплей с достаточно большой диагональю (например, вполне годящейся для столь популярных нынче ультрабуков), который обеспечивает разрешение, приближающееся к 300 точкам на дюйм – почти вдвое, а порой и втрое выше, чем у распространенных мониторов. Нет никаких сомнений, что в ближайшем будущем, раз уж такие экраны уже есть, они появятся сначала в ноутбуках, ну а через пару-тройку лет – и в настольных компьютерах. И вот тут-то и выяснится самое главное – к появлению таких качественных устройств современная компьютерная отрасль сегодня не готова.

Современные операционные системы, а также, к примеру веб-сайты, в большой своей части построены на растровой графике, которая очень плохо масштабируется. В лучшем случае на высококачественном экране мы увидим такие же крупные пиксели, как на низкокачественном, в худшем – картинки станут просто крохотными, в два-три раза меньше, чем в оригинале. В первую очередь это касается элементов интерфейса – именно они будут выглядеть неприглядно. И для работы с новым типом дисплеев придется все это срочно переделывать – то есть повсеместно внедрять подход к построению интерфейсов, по-русски называемый «независимость от разрешения».

Как идея этот подход известен еще с 70-х годов и использовался в некоторых специализированных пакетах, однако широкого распространения не получил – на низкокачественных экранах прокатывало и без него. К тому же, постепенно накопилось существенное количество графики, адаптированной к низкому разрешению, которую ну совсем не хотелось переделывать. Так что, несмотря на некоторые подвижки в последних версиях ОС что от Apple, что от Microsoft, в полной мере эта концепция так и не была реализована. Слава богу, разброс разрешений мониторов был не слишком велик, и можно было с этим как-то мириться. О не зависящих от разрешения веб-сайтах даже и говорить не приходится – если они где-то и есть, то их можно пересчитать по пальцам.

Теперь благодаря внедрению нового экрана буквально вся отрасль будет вынуждена действовать – ведь иначе пользователи именно дорогих, качественных устройств будут очень недовольны. Им придется наблюдать на своих экранах неприятное месиво из великолепно, с типографским качеством, отрендеренных шрифтов и уродливых картинок с огромными, заметными на глаз, пикселями. Как это выглядит (пусть в меньшем масштабе) можно посмотреть уже сегодня – достаточно взять iPhone 4 поколения и зайти на какой-нибудь сайт, а затем сравнить качество отображения шрифтов с качеством всей остальной графики.

Если на малом экране с этим еще можно было как-то мириться, то на панели в 15, к примеру, дюймов, это уже решительно невозможно. А значит, все игроки будут стремительно работать над тем, чтобы такую ситуацию не допустить. Пользователи от этого выиграют очень сильно: если все сделают правильно, то пропорции всех элементов интерфейса на экране дисплея будут всегда оставаться неизменными, а качество графики и шрифта будет максимально высоким, насколько позволяет ваш монитор. В принципе, технологии для того, чтобы сделать это возможным, существуют уже давно. Просто не было нужды вкладывать в это деньги – все срабатывало и так. Теперь же такая необходимость есть.