Минсельхоз подготовил законопроект «О зерновых товарных складах общего назначения», который сейчас проходит межведомственное согласование. До конца года документ должен быть внесен в правительство и может вступить в силу в 2014 году. Напомним, что история со складами общего назначения и складскими свидетельствами тянется уже не первый десяток лет. Соответствующий законопроект вносился в парламент еще в 2001 г.

Зачем такой закон нужен? Он введет в практику такое понятие, как складское свидетельство – это эмитированная уполномоченным элеватором бумага, являющаяся доказательством того, что на нем хранится такое-то количество зерна такого-то качества. Эту бумагу можно будет использовать в качестве залога. Банк, получив её, будет точно знать, что зерно на элеваторе есть, и он не несет риски, связанные с ним. Поэтому использование этой системы повысит доверие банков к зерновым залогам. Сегодня сельхозпроизводители очень нуждаются в подобном механизме: у них всегда высока сезонная потребность в кредитах, причем в краткосрочных – например, на полгода или на год для проведения уборочной и посевной. При этом широкой практики по финансированию под залог зерна нет, все это происходит в рамках индивидуальных отношений между банками и сельхозпроизводителями. Так что, безусловно, это шаг в верном направлении.
Как это может осуществляться на практике? Элеватор будет аккредитовываться для участия в программе и для получения права на выпуск этих бумаг, для чего он должен будет соответствовать определенным требованиям, таким как отсутствие задолженности и т.д. Процесс закладки зерна должен контролироваться третьей стороной, все должно страховаться. Конечным гарантом будет выступать специальный фонд, который возьмет на себя все «разборки» между банком и заемщиком. Его создание, скорее всего, ляжет на плечи участников программы, которые будут делать какие-то отчисления, и я не вижу причин, которые мешали бы на начальном этапе поучаствовать в этом государству. Естественно, что в случае невозврата банк не будет изымать зерно самостоятельно – имея бумагу, он продаст ее трейдеру. Физически зерно банк вывозить не будет. В случае успешной реализации программы риски в сельском хозяйстве снизятся, и в отрасль будет привлечено дополнительное кредитование. 
Однако, во-первых, проекту еще предстоит пройти все согласования на пути превращения в закон (напомним, что предыдущие неоднократные попытки успехом не увенчались). Во-вторых, предстоит работа по созданию соответствующего органа, занимающегося программой. В-третьих, предстоит кропотливая работа по популяризации идеи складских свидетельств среди всех потенциально заинтересованных сторон: банков, производителей и элеваторов. Привлечение последних, возможно, будет непростой задачей. Дело в том, что бизнес по хранению зерна в чистом виде (то есть когда компания предоставляет только услуги по хранению и отгрузке зерна) мало распространен. Более часты случаи, когда он является дополнением к другой деятельности – элеваторы выступают в качестве трейдеров или интегрированы в агрохолдинги. Это создает почву для конфликта интересов: например, когда завезли зерно, хозяин элеватора смотрит, что цены начали расти, и говорит хозяину зерна: «Забирай свое зерно или я его выкуплю». В итоге, владелец вынужден его продавать. Поэтому в последнее время активно строятся не столько крупные линейные элеваторы (то есть подключенные к железной дороге), столько склады на базе сельхозпроизводств. Сельхозпроизводители заводят собственное хранения для снижения рисков, связанных с услугами сторонних элеваторов. 
Чтобы система складских свидетельств заработала, потребуется время. Однако ее запуск вкупе с ожидаемым скорым запуском фьючерсов на пшеницу (пускай пока и привязанных только к экспортным котировкам) – важный шаг на пути повышения цивилизованности и прозрачности российского зернового рынка, за которым, как хочется надеяться, последует и рост инвестиций в отрасль.