Безусловно, все будет укрупняться. Есть одна проблема, которая возникает – то, что нас делает разными. Мы предоставляем офлайн-навигацию, то есть навигацию, которая не требует для прокладки маршрута интернета. Я не говорю о пробках и другой динамической информации (стоимость топлива на заправках, меню в ресторанах). Наше основное отличие заключается в том, что мы предоставляем пользователю карту в режиме офлайн. Ему не нужен интернет для того, чтобы проложить маршрут и посмотреть карту
Картографический бизнес с точки зрения навигации давно перестал быть бизнесом, который прокладывает маршруты из точки А в точку В с учетом дорожной ситуации – запретов, разворотов и типов дорог. Пользователя сегодня не удивить просто прокладкой маршрута, ему необходимо дать достоверную информацию о точках интереса (так называемых POI), например ресторанах. На сегодняшний день успешнее всего это делают «Яндекс», 2ГИС и Google.
У «Яндекса», как мне кажется, основная бизнес-идея заключается в том, что они продают не навигацию, а рекламу, а мы продаем навигацию с онлайн-сервисами, и мы стараемся эту навигацию сделать более юзабельной в автомобиле. «Яндекс» больше делает навигацию и предоставляет свои сервисы потребителю, давая рекламу в своем программном обеспечении.
В России у нас от 60% до 80% рынка. Безусловно, в России нас используют больше на сегодняшний день. На Украине у нас достаточный объем рынка. В Белоруссии у нас практически 99%, там нет никого, кроме нас. Количество людей, безусловно, меньше, так как там меньше население. В Казахстане мы достаточно сильны, у нас почти 90% рынка, а остальные 10% – это тот же «Навител», но не совсем легальный. В Восточной Европе у нас меньший процент, но людей, проживающих в Восточной и Западной Европе, больше.
Про юзабилити
Когда мы начинали делать программу, мы ее делали как программисты и старались навязать пользователю функционал, который, по нашему мнению, казался очень удобным и понятным. Мы старались не делать автоматизацию некоторых процессов. Например, определение спутников. Пользователю непонятно, зачем их определять, если программа сама могла бы их определить. Мы же старались делать интерфейс, который бы показывал, сколько спутников он поймал, чтобы человек мог сам все настраивать. Нам казалось, что это удобно. Сейчас мы уже это понимаем.
Cейчас весь софт перемещается в Google Play, в App Store. Нет смысла продавать софт в коробках, его никто не покупает, его покупают непосредственно с устройством. Это удобно, понятно и быстро. В Европе очень сложно найти навигационный софт, который продается в коробках.
У нас нет желания ограничивать нашего пользователя в плане платформы. Сегодня нашему потребителю нравится платформа Bada, завтра ему будет нравиться «Андроид», послезавтра – iOS. Мы делаем решения для разных платформ. Нас иногда спрашивают: «Зачем вы делаете карту Минусинска или города, в котором живет 15–20 тысяч человек, города, в котором все его знают и никто не ездит в нем по навигатору?» У нас такой же ответ на этот вопрос. Мы хотим делать наш продукт с точки зрения картографического покрытия очень ровным и качественным для всех регионов.
Он будет выглядеть ровно так же, как и сейчас. Безусловно, будут присутствовать 3D-модели различных городов, будет дополненная реальность и так далее. Есть некоторые вещи, которые будут делаться, но основная задача любого игрока – это создание карты и поддержание ее в актуальном виде. Кто это сделает, тот и будет победителем.
Максим Спиридонов: Развитие геолокационных технологий в последние годы идет семимильными шагами. Особенно быстро развивается бизнес вокруг электронных карт, и здесь можно выделить три основных сегмента. Первый сегмент условно можно назвать «общегеографическим». Например, «Яндекс.Карты», GoogleMaps. Там всего понемножку – и карты, и спутниковые снимки, и адресная справка, и возможность построить маршрут. Второй тип – назовем его условно «желтые страницы с привязкой к местности». Это тот случай, когда ставка делается на полноту информации о каждом объекте, доме, об организациях в нем, часах их работы и т.п. Например, в России это 2ГИС, особенно за Уральскими горами. Третий сегмент – навигаторы. Здесь основная функция – точная информация об оперативной дорожной ситуации: пробках и авариях, и предоставляемый сервис – построение маршрута движения из точки А в точку В. Сегодня у нас в гостях представитель картографического бизнеса третьего типа – основатель компании «Навител» Александр Казаков.
Насколько близкой к правде кажется вам предложенная мной типизация картографических бизнесов?
Александр Казаков: Картографический бизнес с точки зрения навигации давно перестал быть бизнесом, который прокладывает маршруты из точки А в точку В с учетом дорожной ситуации – запретов, разворотов и типов дорог. Пользователя сегодня не удивить просто прокладкой маршрута, ему необходимо дать достоверную информацию о точках интереса (так называемых POI), например ресторанах. На сегодняшний день успешнее всего это делает «Яндекс», 2ГИС и Google. Мы очень сильно пересекаемся в области прокладки маршрутов, поиска необходимой информации, в том числе и онлайн-информации.
– Как я понимаю, это временное отличие.
– Да, когда-то все станут одинаковыми. Когда интернет станет абсолютно бесплатным, когда не будет роуминга, разницы между нами, Google, «Яндексом» и другими игроками не будет. Нас будет отличать только качество картографической продукции, качество точек интереса и предоставляемых онлайн-сервисов (пробки). Сейчас мы боремся за пользователя, предоставляя ему качественную информацию, в том числе и онлайн-информацию.
– В результате вы будете биться на одном поле на равных условиях с «Яндекс.Картами», Google Maps, 2ГИС и так далее?
– Это сложный вопрос. Биться – это не совсем правильно, так как у «Яндекса», как мне кажется, основная бизнес-идея заключается в том, что они продают не навигацию, а рекламу, а мы продаем навигацию с онлайн-сервисами, и мы стараемся эту навигацию сделать более юзабельной в автомобиле. «Яндекс» больше делает навигацию и предоставляет свои сервисы потребителю, давая рекламу в своем программном обеспечении.
– Вы считаете, что для «Яндекса» это будет оставаться не ключевым сервисом и монетизация будет осуществляться привычным образом через рекламу?
– Этот вопрос лучше задать «Яндексу», но я вижу такой тренд. Они монетизацию делают через рекламу, предоставление информации, за которую им платят рекламодатели.
– На мой взгляд, многие картографические сервисы рассматривают это как способ увеличения лояльности пользователя.
– Это площадка для предоставления рекламы. Они все равно будут стремиться к тому, чтобы делать эту площадку более качественной. Наша основная цель – предоставление лучшей картографии, лучшего программного обеспечения, которым можно пользоваться в автомобиле. Для нас вторична реклама, а первична информация. Если есть кафе на Ленинградке или где-то в другом населенном пункте, мы его в любом случае покажем как кафе, потому что мы не зарабатываем на этом деньги, у нас совершенно другая бизнес-модель.
– Где используют систему больше? В России?
– На сегодняшний день да, потому что мы начинали с России. В России у нас от 60% до 80% рынка. Безусловно, в России нас используют больше на сегодняшний день. На Украине у нас достаточный объем рынка. В Белоруссии у нас практически 99%, там нет никого, кроме нас. Количество людей, безусловно, меньше, так как там меньше население. В Казахстане мы достаточно сильны, у нас почти 90% рынка, а остальные 10% – это тот же «Навител», но не совсем легальный. В Восточной Европе у нас меньший процент, но людей, проживающих в Восточной и Западной Европе, больше.
– Где в Латинской Америке вы находитесь?
– Мы находимся в девяти странах Латинской Америки, наиболее сильно представлены в Мексике. Люди, которые ездили туда, которым я давал протестировать продукт, были очень довольны картами Мексики. Даже по сравнению с известными игроками на рынке мы выглядим неплохо.
– Есть мнение, что «Навител» занял прочные позиции на тех рынках, где в свое время не было представлено сильных игроков (Google, «Яндекс», TomTom, Garmin).
– «Яндекс» тогда не был представлен с точки зрения картографии, в том числе и в Восточной Европе. Google занимал достаточно хорошие позиции, если мы говорим о Восточной и Западной Европе. Если говорить о том, почему TomTom в России достаточно слаб на сегодняшний день, то могу сказать, что у них было намного больше шансов, чем у нас, они пытались зайти в Россию раньше, чем «Навител» пришел на рынок. Стартовые позиции у TomTom были гораздо сильнее с точки зрения программного обеспечения, карт и желания.
– Почти как в поговорке «на безрыбье и рак рыба»…
– Нет, я бы сформулировал по-другому. Вчера Восточная и Западная Европа нам были неинтересны, поэтому TomTom и Garmin там живут и чувствуют себя спокойно. А так как нам этот рынок сейчас стал интересен, эти игроки будут чувствовать себя не совсем уютно. Скорее так, потому что если говорить о Восточной Европе, то наша карта гораздо сильнее. Это не я говорю плохо о конкурентах, можно почитать различные статьи, анализы. Там объективная оценка дорожного графа, качества представленной информации. В частности, это Болгария, бывшая Югославия, Македония, Черногория. Мы достаточно сильны там, у нас лучше адресная база, потому что мы работаем с локальными партнерами в части базовой картографии, и мы обновляем картографию с помощью нашей геодезической службы в Европе. Мы делаем эту карту лучше.
– За счет чего вы собираете информацию и делаете свои карты актуальными? Какие процессы на это настроены? У 2ГИС работает огромный call-центр, который регулярно (раз в месяц) обновляет информацию об организациях, вплоть до самой маленькой парикмахерской в Урюпинске.
– Я читал об этом в интервью. Если говорить о дорожном графе, то мы создали достаточно большую геодезическую службу в Европе, которая собирает видеотреки и привозит эту информацию в европейский офис для обработки информации. У нас есть много контрактов с различными европейскими компаниями, которые сами собирают эту информацию для иных целей, например для систем мониторинга. Мы работаем с такими партнерами.
– То есть у вас есть поставщики с разных сторон.
– Да. В каждой стране есть свой поставщик.
– Направление контекстной справки, то есть points of interest – заправки, магазины, кафе, время их работы, меню и так далее, вы тоже каким-то образом поставляете?
– Да, конечно. Мы ставим техническое задание нашим партнерам в Европе, либо самостоятельно собираем данную информацию. Это зависит от страны, в разных странах это устроено по-разному.
– Как сегодня устроена компания? Если я правильно понял, у вас есть европейский офис. Как выглядит структура компании с точки зрения представительств и подразделений?
– В России есть центральный офис, который находится в Москве, в Новосибирске у нас большой офис, также есть офисы в Белгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ставрополе. У нас есть украинский и белорусский офисы. У нас есть европейский офис в Восточной Европе, сейчас он находится в Чехии, в ближайшие дни будет открыт европейский офис в Польше. В следующем году будет открыт офис в Германии. Это будет сделано для упрощения работы в Западной Европе, так как в ближайшее время мы выпускаем карту Западной Европы со всеми странами Западной Европы.
– Офис в Новосибирске – это офис разработки?
– Да.
– Офисы в Европе – это представительства маркетинга?
– Не только, это и разработка картографической продукции. В Европе мы разрабатываем европейские карты. Безусловно, там присутствует свой маркетинг, так как на европейском рынке другой язык, другой подход к маркетингу. Голова, которая управляет маркетингом, сидит в Москве, она ставит основные задачи, которые должен решать европейский офис. Презентации, проведение мероприятий в Польше требует польского языка, в Чехии – чешского языка, в Германии – немецкого языка. Безусловно, там есть отдел продаж.
– Какие главные отделы у вас есть?
– Два ключевых отдела – технический отдел, который создает программу, и отдел картографии. Разделить их невозможно. Если создать очень хорошую программу без карты, этот продукт будет никому не нужен. Если программа будет очень слабенькой, но будет хорошая карта, потребитель не будет покупать продукт, не будет с ним работать. Что касается отдела продаж, то если мы не сможем это продать, то не сможет работать технический отдел. Если говорить про отдел маркетинга, то скажу, что если не доказать потребителю, что наш продукт лучший, то отделу продаж будет практически невозможно работать.
– Какой отдел самый большой?
– Технический. В нем работает порядка пятисот человек. Это картографы и программисты. Я не пытаюсь их делить, потому что создание программного обеспечения и карт – это две очень связанные вещи, и сказать, кто из них картограф, а кто программист, иногда крайне сложно. Карта – это база данных, которая требует графического представления. Безусловно, можно разделить людей, которые создают именно программу Navitel или именно карту, но между ними есть большой отдел, который превращает эту базу данных в то, что потребитель видит на экране.
– Это отдел юзабилити?
– Это отдел, который умеет конвертировать карту и делает ее доступной для чтения на экране устройства.
– Почему я спросил? «Навителу» предъявляются претензии по поводу того, что у вас навигация со слабой юзабилити, не очень удобным и понятным интерфейсом.
– Найти людей, которые будут довольны всем, и сделать так, чтобы всем нравился интерфейс, практически невозможно. Кому-то нравятся красные, кому-то белые, кому-то зеленые цвета. Очень сложно угодить всем с точки зрения цвета. Когда мы начинали делать программу, мы ее делали как программисты и старались навязать пользователю функционал, который, по нашему мнению, казался очень удобным и понятным. Мы старались не делать автоматизацию некоторых процессов. Например, определение спутников. Пользователю непонятно, зачем их определять, если программа сама могла бы их определить. Мы же старались делать интерфейс, который бы показывал, сколько спутников он поймал, чтобы человек мог сам все настраивать. Нам казалось, что это удобно. Сейчас мы уже это понимаем. Что же касается юзабилити, то невозможно создать очень хорошую программу за очень короткое время. Нам всего шесть лет, и за это время мы сделали большой прогресс. Это не только мое мнение, наши европейские потребители говорят, что программой стало удобно и понятно пользоваться.
– Как вас встречают в Европе? Как вы сами говорили, там достаточно сильные позиции у Garmin, TomTom и других более мелких и амбициозных разработчиков.
– Я не скажу, что встречают с хлебом и солью, более того, встречают плохо. Но мы доказываем, что имеем право на долю рынка. А вот потребители встречают нас достаточно хорошо, потому что им наша навигация кажется удобной и понятной. Мы даем функционал, который на сегодняшний день не дают другие. Люди устали от решений, которые раньше были там. У них все очень плохо с точки зрения развития, потому что они поделили рынок, сидят, и им некуда стремиться, а мы немного стимулируем этот рынок, мы заставляем их делать программу лучше. Потребитель от этого всегда в выигрыше.
– Несомненно. Поскольку я живу на две страны, я часто бываю в магазинах типа «Медиа Маркт», Сатурн, и я не видел там «Навител».
– Не могли видеть, потому что в Германии мы только сейчас выйдем на рынок. В Восточной Европе нас можно увидеть в этих магазинах, а в Западной Европе пока нет.
– Вас там можно было увидеть в PND, а не в качестве софта?
– Cейчас весь софт перемещается в Google Play, в App Store. Нет смысла продавать софт в коробках, его никто не покупает, его покупают непосредственно с устройством. Это удобно, понятно и быстро. В Европе очень сложно найти навигационный софт, который продается в коробках.
– Вы продаетесь в коробках в той же «Евросети»?
– В России да.
– Расскажи о структуре продаж в России. Что приносит больший доход?
– PND-рынок – это самый большой на сегодняшний день рынок.
– То есть железные коробки навигаторов?
– Да, сами устройства.
– Как давно вы занялись установкой софта в коробку и продажей в таком виде?
– Сразу же. Как только мы начали заниматься этим проектом, мы занялись установкой на устройства PND и другие. Мы одновременно занялись продажей компакт-дисков, продажей через скачивания из интернета, продажей через Allsoft, Softkey, продажей в устройствах с предустановленным программным обеспечением. Это произошло в 2006 году.
– Как вы думаете, насколько долго еще протянут железные навигаторы? Скорее всего, через 4–7 лет они полностью исчезнут.
– Это сложный вопрос. Они не исчезнут, они просто переместятся в какие-то другие устройства, например в планшетные компьютеры.
– Вы к этому как-то готовитесь?
– Да, у нас же есть 16% продаж на рынке телефонов и планшетов.
– Сколько занимает доход от продажи через App Store, Google Play в структуре доходов?
– Я бы разделил 70 на 30.
– 70 – это коробки?
– Да, навигаторы.
– Вы очень активно предлагаете установку под разные платформы. Например, довольно экзотическая Bada от «Самсунга», Symbian, Windows Mobile. Это связано с тем, что есть спрос?
– У нас нет желания ограничивать нашего пользователя в плане платформы. Сегодня нашему потребителю нравится платформа Bada, завтра ему будет нравиться «Андроид», послезавтра – iOS. Мы делаем решения для разных платформ. Нас иногда спрашивают: «Зачем вы делаете карту Минусинска или города, в котором живет 15–20 тысяч человек, города, в котором все егознают и никто не ездит в нем по навигатору?» У нас такой же ответ на этот вопрос. Мы хотим делать наш продукт с точки зрения картографического покрытия очень ровным и качественным для всех регионов. Куда бы наш потребитель ни попал, в какой бы город ни приехал, везде он может пользоваться качественной навигацией. Какой бы аппарат наш пользователь ни выбрал, он везде может пользоваться одной и той же навигацией, которая работает и на iOS, и на «Андроиде», и на других платформах.
– Судя по всему, львиная доля – это iOS и «Андроид»?
– Да.
– Возвратимся к структуре компании и к ее размерам. Пятьсот человек – это технический отдел. Сколько всего человек работает в компании?
– У нас работает чуть больше пятисот человек. Львиную долю составляет технический отдел, к которому я отношу программистов, картографов, геодезическую службу, службу технической поддержки, call-центр. Персонала, который работает в отделе продаж и маркетинговом отделе, существенно меньше, поэтому я бы округлил до пятисот, но это не означает, что компания состоит только из технических специалистов.
– Как глубоко вы погружаетесь в детали построения продукта? Рисуя первые карты, сложно сейчас избежать искушения и также погружаться в продукт?
– Я достаточно сильно погружен в создание продукта, но я не навязываю свое мнение. Наравне с техническими специалистами я высказываю свое мнение, говорю, почему мне кажется, что что-то будет хорошо или что что-то будет плохо. Я специально не беру на себя функцию принятия окончательного решения, оставляя его за техническим директором.
– Вы единственный владелец компании?
– Нет, есть мои товарищи, мои друзья, с которыми мы с аспирантуры начали создавать этот бизнес.
– Это компания, которой владеет и управляет менеджмент, или есть какие-то внешние деньги?
– Нет, внешних денег нет, это я и мои товарищи.
– Часто приходят с предложением дать денег?
– Да. Когда мы начинали, когда нам нужны были деньги, такие предложения вообще не приходили, а сейчас такие предложения есть.
– Не берете?
– Нет.
– Насколько давно вы операционно прибыльны?
– Лучше сказать, что мы не работаем в убыток. Затраты на создание, обновление и поддержку всей инфраструктуры достаточно большие, но мы не работаем ради работы.
– Вы в нуле?
– Мы получаем небольшую прибыль. На сегодняшний день, к сожалению, требуются огромные инвестиции на поддержание огромной махины, в частности на обновление карты, создание нового программного обеспечения.
– Если есть какие-то планы и нет накоплений, может, есть смысл взять какие-то внешние деньги для того, чтобы реализовать амбициозные планы?
– Нам хватает денег на реализацию наших амбициозных планов, мы не испытываем недостатка в деньгах. У меня нет задачи заработать, урвать деньги с рынка и убежать, есть задача развить и построить красивый проект, на который через несколько лет можно будет смотреть и говорить: «Ух ты! Какую штуку я создал!»
– Кроме этого, какие глобальные цели стоят? Например, выход на биржу, покрытие картами всей планеты?
– Покрытие картами всей планеты, создание инфраструктуры, которая способна поддерживать эти карты в актуальном состоянии. Эти амбициозные планы, безусловно, стоят. У нас есть планы по развитию, и выход на биржу не исключен.
– На сегодняшний день «Навител» – это скорее российская компания. Предполагается, что она станет глобальной компанией со штаб-квартирой в Европе или Америке?
– Она не совсем российская. В Европе мне говорят: «”Навител” – европейская компания. Планируется ли выход в США и другие страны?» Безусловно, выход планируется, мы хотели бы быть глобальной компанией.
– В США не заходили, потому что там есть сильные игроки?
– Да, там Google. Есть рынки, на которых работать интереснее не с точки зрения отсутствия игроков, а с точки зрения населения.
– Есть популярная тема выхода в Юго-Восточную Азию. Эта тема также присутствует в картографии?
– Да, Юго-Восточная – это наша следующая цель.
– То есть Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд?
– Да.
– Как дальше будет развиваться отрасль? Каким будет комбайн будущего, который будет обладать и функционалом полной картографии, и спутниковыми снимками, и контекстными справками, и навигацией? Как это будет выглядеть?
– Это сложный вопрос. Он будет выглядеть ровно так же, как и сейчас. Безусловно, будут присутствовать 3D-модели различных городов, будет дополненная реальность и так далее. Есть некоторые вещи, которые будут делаться, но основная задача любого игрока – это создание карты и поддержание ее в актуальном виде. Кто это сделает, тот и будет победителем.
– То есть впереди большая битва?
– Да. По моему мнению, на сегодняшний день лидеры – это Google и Apple.
– В картографии? Последние их карты сильно ругают.
– В интерфейсе, в умении преподнести информацию в самом удобном виде и сделать так, чтобы телефон не раздражал, когда человек им пользуется в различных ситуациях. Google со своим «Андроидом» тоже хорош.
– Надо ли понимать, что своим конкурентом вы также считаете Google? Будущая битва будет в основном с ним?
– Да, мы считаем их конкурентами. Жаль, что Google не считает нас конкурентами.
– Быть может, это пока.
– Да. Нам предстоит борьба за долю рынка, потому что Google сделал «Google. Навигатор». К счастью, пока им пользоваться в России, Восточной Европе неудобно, там слабый функционал, но тем не менее они развиваются и будут развиваться, и я не исключаю, что мы будем с ними конкурировать. Самое главное, чтобы они знали, что мы с ними конкурируем. Тогда цель, которую мы поставили перед собой, будет достигнута, и мы будем продаваться на бирже.