Как известно, прозрачность – один из принципов борьбы с коррупцией. Прозрачность законов, процедур, институтов. Сейчас в России все государственные тендеры публикуются на специальном сайте госзакупок, однако сама по себе открытая публикация этой информации не сняла проблему заказов VIP-авто и золотых кроватей или тендеров со странными итогами.
Один из последних примеров – конкурс на обновление дизайн-проекта нового здания Государственной Третьяковской галереи на пересечении Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка, прошедший 3 декабря. Выиграло тендер относительно малоизвестное ООО «Зарубежпроект», которое готово выполнить корректировку проекта за 300 млн рублей при стартовой цене 393 млн рублей. У «Зарубежпроекта» был довольно именитый конкурент – существующее уже полвека ГУП «Моспроект-2 имени Посохина», которое в 1990-е называли «придворной мастерской» мэра Юрия Лужкова. «Моспроект-2» предлагал меньшую цену (276 млн рублей), но все равно проиграл. Другим претендентам – ЗАО «ГорСпецПроект» и ОАО «РусИнжСтрой» – было отказано в допуске.
«Конкурс на этот музей должен быть национальным конкурсом. Его же выиграла по чисто бюрократическим соображениям – никак иначе нельзя это объяснить – компания, которая последние 20 лет просто ничего не строила», – описал ситуацию Slon архитектурный критик Григорий Ревзин, недавно вошедший в общественный совет при главном архитекторе Москвы Сергее Кузнецове. И правда, новое здание галереи с мировым именем будет располагаться даже в более заметном месте, чем старое, – окна будут выходить прямо на Кремль, само строение определит облик набережной. Мы уже начали привыкать к тому, что за подобные проекты у нас борются люди вроде Нормана Фостера, Эрика ван Эгераата или Захи Хадид. И тут – «Зарубежпроект». Компания, известная евроремонтами в российских посольствах, зарегистрированная в Зеленограде по одному адресу с еще 171 компанией. Так почему же «Зарубежпроект», а не Заха Хадид? Slon попытался разобраться.
Чем был плох прошлый проект
История с новым зданием Третьяковки восходит ко временам прошлого директора музея – Валентина Родионова, который покинул свой пост три года назад. Проект для нового здания тогда разработал институт «Моспроект-4». Планировалось, что первый камень будет заложен в 2007 году, однако сроки строительства постоянно переносились. В 2008 году проект прошел госэкспертизу, но в 2009 году главой Третьяковки стала Ирина Лебедева, и оказалось, что творение «Моспроекта-4» перестало соответствовать противопожарным нормам. Затем появились и эстетические претензии. «С моей точки зрения, архитектурное решение того корпуса, который мы сейчас строим, – это шаг назад. Поэтому надо поработать над цветовым решением, какими-то другими приемами», – говорила Лебедева в интервью РИА «Новости» в январе 2012 года. По ее словам, в новом корпусе разместятся дополнительные экспозиции основных фондов, которые бы дополняли основную коллекцию, публичная зона для встреч, мастерские реставраторов и новые запасники. Лебедева надеется, что новое здание будет открыто не позже, чем через пять лет.
Проект нового здания Третьяковской галереи, разработанный «Моспроектом-4».
Фото: zakupki.gov.ru
Что такое «Зарубежпроект»
Компания «Зарубежпроект» входит в группу «Главзарубежстрой». Согласно базе «Спарк-Интерфакс», ЗАО «Главзарубежстрой» было зарегистрировано в 2008 году. Основным владельцем группы является ее президент и глава совета директоров Борис Портнов, который контролирует 65% акций «Главзарубежстроя» через ООО «Интерфейс». Из публикаций в открытых источниках можно заключить, что заслуженный строитель Портнов работает в отрасли 30 лет, 20 из которых он вплотную работал с проектами МИД РФ. И действительно, в портфеле «Главразубежстроя» можно найти проекты по всему миру – от здания РИА «Новости» в Париже и посольства РФ в Дамаске до жилого комплекса в Павловском Посаде. Большая их часть – это реконструкция, реставрация или ремонт. В последние годы «Зарубежпроект» стал выигрывать тендеры на разработку документации для культурных проектов: реконструкции московского Малого театра (подрядчиком работ значится «Главзарубежстрой»), воссоздания дворцово-паркового ансамбля в селе Бородино, строительства музейного комплекса «Поле Куликовской битвы» (Тульская область) и так далее. Ниже приведены несколько примеров объектов «Главзарубежстроя» со всего мира. Полюбуйтесь – мы не старались выбрать самые убогие и безликие, честное слово.
Фото: glavzs.ru
Почему «Зарубежпроект» выиграл конкурс
В «Моспроекте-2», проигравшем конкурс, не понимают, чем заказчика – Третьяковскую галерею – не устроила их заявка. «Почему они решили, что качество работ компании, которая только семь лет на рынке, выше, чем качество работ «Моспроекта-2», который уже здесь бог знает сколько лет и себя зарекомендовал? И почему у них [«Зарубежпроекта»] выше цена, а наша ниже, а победили все равно они? Им задайте эти вопросы, это интересно», – предложила помощница руководителя «Моспроекта-2» Ирина Беляева.
Сотрудник «Главзарубежстроя», представившийся Дмитрием и имеющий отношение к декабрьскому тендеру, посоветовал Slon заглянуть в протокол конкурса. «Подсчитали баллы – данная организация [«Моспроект-2»] не прошла, она набрала меньшее количество баллов», – сказал Дмитрий. Из протокола рассмотрения заявок следует, что «Моспроект-2» опередил по баллам «Зарубежпроект» в категории «цена контракта», предложив на 24 млн рублей меньше, но уступил по параметрам «качество работ» и «квалификация участника». По срокам выполнения работ – ничья (обе фирмы предложили срок в шесть лет). Итоговый счет – 73,32:71,82 в пользу «Зарубежпроекта». Что на самом деле стоит за этими цифрами, неясно.
«Видимо, заказчики компанию «Зарубежпроект» хотели изначально, поэтому они уже, наверное, и вели ее, как это часто бывает», – пытается анализировать Беляева. «Это не требует анализа. Сразу понятно, какой конкурс, как он устроен. Если такая компания выигрывает конкурс на новое строительство Третьяковки – просто нет вопросов!» – иронизирует Ревзин.
Подземное строительство
На самом деле «Главзарубежстрой» начал вести работы на месте будущего здания Третьяковки на Кадашевской набережной еще до того, как его проектная дочка выиграла конкурс на обновление проекта в декабре 2012 года. На месте стройки Slon обнаружил следующий знак:
Фото: Slon
Как так получилось, что работы начались в сентябре, а конкурс провели только в декабре? «Работы по подземной части начались еще в 2005 году. Там в какое-то время был подрядчик, который выполнил часть подземных работ, – так называемую стену в грунте. Это как бы ограждение будущего котлована. Сейчас мы завершаем работы по стене в грунте, после чего можно будет выполнять работы нулевого цикла», – пояснил Slon заместитель гендиректора «Главзарубежстроя» Вячеслав Шкуров.
Как будет выглядеть будущее здание, пока непонятно. По словам Шкурова, корректировка разработок «Моспроекта-4» еще не началась – компания только успела выиграть тендер. Однако мы могли уже видеть выше, каков полет дизайнерской мысли архитекторов «Главзарубежстроя». Ревзин заранее говорит, что попытается оспорить итоги конкурса, пользуясь своим положением в Градостроительном совете при главном архитекторе Москвы. «Дело даже не в миллионах, это вопрос национального престижа», – убежден критик.
Разумеется, выявить сговор заказчиков и участников конкурса трудно, и заявления обиженного «Моспроекта-2» не могут быть убедительным доводом. Однако вопросов все равно больше, чем ответов. И главный из них: почему проект, возможно, главной картинной галереи страны с видом на Кремль должна создавать компания, проектирующая многоквартирные дома в дальнем Подмосковье? Руководство Третьяковской галереи не смогло оперативно ответить ни на этот вопрос, ни на другие вопросы Slon.