© truck-auto.info

Российско-белорусская дружба, всегда строившаяся на принципах любви-ненависти, столкнулась с новым испытанием: Министерство обороны России внезапно заявило, что к 2014 году планирует отказаться от использования белорусских военных грузовиков для перевозки мобильных стратегических ракетных комплексов «Ярс» и «Авангард» и перейти на технику местного производителя, Камского автомобильного завода. Вряд ли КамАЗы будут технически существенно лучше белорусских тягачей, поэтому причины такого неожиданного решения следует искать вовсе не в желании переоснастить российскую армию более современной техникой.

В первую очередь Белоруссию хотят вежливо отодвинуть от любого участия в российской военной отрасли, чтобы никак не зависеть от непредсказуемого Лукашенко, который в случае любой неприятности с Кремлем торопится искать себе других союзников. Взять хотя бы недавнюю историю про то, как в разгар прошлогоднего кризиса Москва осмелилась напомнить Минску о том, что он не вернул ни одного прежнего кредита, поэтому новый ему не выдадут. Лукашенко моментально отреагировал, наладив связи с Китаем и получив под реализацию совместных белорусско-китайских проектов (строительство гостиницы и технопарка) кредитные линии на $16 млрд. 

Первое, что сделал белорусский президент, получив от китайцев деньги, – гордо возвратил миллиард долларов России. Так легко нелюбитель раздавать долги расстался с чужими деньгами только потому, что российский кредит был выдан под залог самого крупного местного предприятия «Белкалий», которое Кремль давно хочет сделать своим активом.

Несмотря на демонстративную независимость, Лукашенко от российских друзей никуда деться не может, поскольку финансовый кризис в республике только усиливается, инфляция растет, большинство заводов стоят, а работники с них бегут. Поэтому на кое-какие предложения Кремля Батька вынужден соглашаться. Один из таких проектов напрямую связан с пересадкой ракетных комплексов с белорусских колес на российские.

Сейчас Россия и Белоруссия находятся на завершающем этапе создания совместного холдинга «Росбелавто», в состав которого войдут как раз предприятия МАЗ и КамАЗ. Объединение планируется на неравных условиях: российская сторона вносит в холдинг 49% акций КамАЗа, принадлежащих государству, а белорусы – 75% МАЗа, в структуру которого входит и выпускающий военные тягачи завод «Волат».

Скорее всего, Лукашенко снова начал диктовать партнерам свои неудобные условия, возможно – затягивать подписание соглашения, хотя чиновники уверяли, что у них все готово, еще в августе. Пригрозив отказаться от белорусских тягачей в российской военке, Кремль пытается отрегулировать ситуацию в выгодную для себя сторону. Ведь Россия – основной рынок сбыта белорусских грузовозов, и отказ от них просто разорит Минский завод колесных тягачей.

В пользу экономической версии говорит и то, что переход на КамАЗы планируется только в 2014 году, то есть Москва как бы дает Лукашенко время подумать и переменить какое-то – неизвестное широкой публике – решение, настойчиво намекая, что в противном случае оставит Белоруссию без серьезного источника доходов.

Проблема всех без исключения белорусских предприятий в том, что их продукция на внешнем рынке просто не сможет существовать без России. Мозырский нефтеперерабатывающий завод получает дешевое сырье, МАЗ – рынки сбыта, а самый ценный в стране «Белкалий», в случае чего, может быть легко задавлен демпинговыми стратегиями «Уралкалия». А Россия очень активно вытесняет белорусов со своей территории. Например, БелАЗы стали не нужны после того, как в 2010 году в Ярославле был открыт завод Komatsu Manufacturing Rus, выпускающий тяжелую строительную технику. Та же история и с военными тягачами – дешевле и эффективней вкладывать деньги в развитие своего предприятия, чем зависеть от ненадежных соседей.

И пока Лукашенко сидит на фамильном серебре, не выполняя условия международных контрактов под предлогом того, что не собирается распродавать народное достояние, его активы постоянно дешевеют, а инвесторы, как зарубежные, так и инвесторы-соседи, все меньше внимания уделяют нестабильному белорусскому пространству.