Нил Ушаков. Фото: ИТАР-ТАСС

В выходные в Латвии проходили муниципальные выборы. Результаты – сенсационные. В Риге с огромным отрывом победила «русская» партия – «Центр согласия» с действующим русским мэром Нилом Ушаковым (интервью с ним на Slon здесь). Такого в истории страны еще не было.

Результаты выборов таковы: из 12 партий, претендовавших на управление столицей, необходимый 5-процентный барьер преодолели только три: национальный блок с длинным и непроизносимым названием – ВЛ-ТБ/ДННЛ – набрал 18% голосов. Правящая (много лет) партия «Единство» (типа – местной «Единой России», старая политноменклатура) – 14%. А остальных избирателей увел за собой победный альянс партий «Центр согласия» («ЦС») и «Честь служить Риге» («ЧСР») – 58%!

Главная интрига в том, что в Риге (где проживает половина населения страны) национальный расклад таков: примерно 45% латышей и 55% нелатышей (русских, украинцев, белорусов, евреев и так далее). Но право голоса из нелатышей имеют далеко не все. Так называемые неграждане, коих среди нелатышей примерно треть, лишены избирательного права. Потому национальный состав избирателей делится примерно так: 65% – латыши, 35% – остальные.

До сих пор голосование в Риге было чисто этническим. Латыши голосовали за свои партии, русские (нелатыши) – за свои. Потому традиционно 65% мест в рижской думе получали национальные латышские партии, которые и составляли правящую коалицию. Но на прошлых выборах, в 2009 году, эта традиция была нарушена. Неожиданно с русской партией «ЦС» сблокировалась небольшая христианская «Первая партия», добавив к их 26 депутатам 12 своих (в рижской думе всего 60 депутатов).

В результате власть в столице перешла от чисто латышских национальных партий к интернациональному блоку. И даже был избран русский мэр – молодой (32 года) Нил Ушаков. Slon уже писал про этот феномен тут. Для национально озабоченного рижского электората это был жестокий удар – столицей страны управляет русский! Впервые в истории независимой Латвии.

Стоит сказать, что власть в Риге молодой мэр Ушаков получил в очень неудачное время. 2009 год – разгар кризиса, бюджет города уменьшился на четверть. Новому мэру предстояла нелегкая работа – сокращать, урезать, увольнять, экономить на всем. Пожалуй, этим и можно объяснить то, что латышские партии отдали власть в городе практически без борьбы. Роль проводника мер жесткой экономии всегда лучше предоставлять партии, которую не жалко.

Политологи пророчили будущую крайнюю непопулярность русского мэра. Во-первых, молод, в политике без году неделя, сам – из тележурналистов, то есть просто – «симпатичная мордашка» и ничего более. Во-вторых, голодные кризисные годы… Короче, все решили, что русский мэр в Риге – явление временное, неудачное и забавное.

Однако же, молодой русский мэр оказался хватким и быстро обучающимся политиком. Практически сразу сколотил активную команду, взял власть и сделал то, что как раз и нужно делать в годы сокращений и урезаний. Он занялся «малыми делами».

Предыдущее руководство города, чье правление выпало на «жирные годы», страдало гигантоманией – строило эпические объекты, швырялось деньгами направо и налево. А мэр Ушаков начал асфальтировать дворы, экономно ремонтировать школы и детские садики, изыскал в бюджете резервы и дал право бесплатного проезда в городском транспорте пенсионерам и школьникам. Что в годы урезаний оказалось очень кстати.

При этом, используя навыки тележурналиста, каждое такое свое «малое дело» он активно пиарил на ТВ и в прессе. В совершенстве владея латышским языком, усердно работал с латышским избирателем. И так получилось, что к очередным выборам (в прошлую субботу) мэр Ушаков подошел с просто фантастическим рейтингом: по разным опросам, 70–75%. Даже самые национально ориентированные латышские СМИ Латвии честно называли Ушакова лучшим мэром Риги времен Второй независимости.

Даже драматический случай позапрошлым летом, когда мэр Ушаков попал в больницу в тяжелейшем состоянии, практически при смерти, надорвавшись в марафонском забеге (Slon писал об этом), он как-то даже обратил в пользу своей популярности. Рижане своими SMS собрали ему более 60 тысяч латов (около 110 тысяч долларов) на лечение – по латику за сообщение.

Но личный рейтинг мэра мало что значит. По латвийским законам мэра выбирает дума, а не избиратель напрямую. А это значит, что избиратель должен сначала проголосовать за русскую партию мэра Ушакова, а уж потом… А вероятность, что латыши массово проголосуют за русскую партию, даже с популярным мэром во главе, все оценивали как нулевую.

И партии, которая могла бы войти в блок с «Центром согласия», как в прошлый раз, на политическом рынке Латвии не просматривалось. Прежний компаньон Ушакова – «Первая партия» – за это время успела переименоваться в партию «Честь служить Риге» и влиться в единый список с «Центром согласия» – то есть стала работать на тот же самый нелатышский электорат, которого в Риге всего 35%...

Но невозможное свершилось. «Центр согласия» получил на выборах 58% и 39 депутатских мест в рижской думе из 60. Такого единства в латвийском народе еще не было за всю историю страны. Никогда прежде ни одна партия не брала абсолютное большинство ни в парламенте, ни в городе. И впервые в Риге случилось не этническое голосование. Национально ориентированные латышские партии в шоке.