Июнь оказался не очень удачным месяцем для мировой экономики: ряд показателей оказались худшими за долгое время, а риски возросли. России на таком негативном фоне чувствует себя некомфортно, но уверенно, говорится в ежемесячном обзоре глобальных рисков ЦБ РФ. Вот основные угрозы, перечисленные в документе.
1) Изменение политики ФРС США. Заявление Бена Бернанке о вероятном свертывании госпрограммы выкупа активов во втором полугодии сильно обеспокоило финансовые рынки и подняло процентные ставки по трежерис (государственные облигации США). О том, что заявления Федеральной резервной системы становятся все более значимым фактором для инвесторов – едва ли не наравне с базовыми показателям вроде ВВП и инфляции, – пишет также Бен Инкер из фонда GMO в последнем квартальном письме (доступно после регистрации на сайте).
2) Рынки облигаций лихорадит. В Европе усилились колебания корреляции между доходностью бумаг «ядра» и «периферии» еврозоны, что говорит о высоких суверенных рисках в регионе.
Динамика корреляции* между доходностями десятилетних госбумаг в странах «ядра» (Германия, Франция) и «периферии» (Италия, Испания)
*Значение за предыдущий год
Источник: Reuters Datastream
3) Ловушка ликвидности в Европе. Инфляция в Европе находится ниже таргетируемого уровня (2%) и, по прогнозу ЕЦБ, там и останется в ближайшие полтора года. ЕЦБ становится все сложнее стимулировать экономику через снижение процентной ставки и рост предложения денег – иными словами, Европа может попасть в ловушку ликвидности.
Годовые изменения индекса потребительских цен в еврозоне (%)
Источник: Reuters
4) Спад кредитования в экономике еврозоны. Темпы прироста кредитования физлиц последние года полтора были близки к нулю, а кредитование нефинансовых организаций с середины 2012 года и вовсе постоянно сокращалось.
Годовые темпы прироста объемов кредитования банками еврозоны нефинансовых организаций и физических лиц (%)
Источник: Bloomberg, ЕЦБ
5) Сжатие ликвидности в Китае произошло после того, как Народный банк страны отказался вмешиваться в ситуацию с дефицитом ликвидности на межбанковском рынке. Как следствие, краткосрочные ставки овернайт и на неделю в июне побили рекорды, однако после запоздалого вмешательства НБК пришли в норму.
6) Падение фондовых индексов по всему миру. Вследствие вышеозначенных факторов за июнь S&P 500 упал на 2%, Eurostoxx 600 – на 4,5%, MSCI Emerging Markets – на 6%, а китайский Shanghai Stock Exchange Composite – на 14%.
Динамика основных фондовых индексов (04.01.2013 = 1)
Источник: Bloomberg
7) Отток капитала из фондов развивающихся стран с 29 мая по 26 июня 2013 достиг $30 млрд – рекордного уровня (половина суммы пришлась на азиатские рынки). По прогнозу IIF, по доле в ВВП иностранные инвестиции в 2013–2014 годах могут опуститься до кризисного уровня 2008–2009 годов. Похоже, аппетит к риску пропал у инвесторов надолго.
Динамика вложений в фонды развивающихся стран (еженедельные значения, млн долларов США)
Источник: EPFR
Что все это значит для России
Мировую экономику штормило, а вместе с ней ухудшилось и положение российских финансовых рынков. В июне индекс РТС упал ниже 1200 пунктов, рубль ослаб до 33 рублей за доллар, а отток капитала из фондов акций и облигаций составил $2,9 млрд. Несмотря на это, российская экономика пока обладает достаточным запасом прочности для противостояния внешним шокам, «благодаря гибкости курсообразования, высокому потенциалу механизма рефинансирования, в том числе в связи с планируемым переходом к режиму инфляционного таргетирования». Впрочем, разве в отчете Банка России можно было бы увидеть что-то другое?