Евгений Ройзман. Фото: Владислав Лоншаков / Коммерсантъ

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман предложил приравнять столицу Урала к Москве и Санкт-Петербургу, присвоив ей статус города федерального значения. По его словам, развитие города сейчас тормозит губернатор, с которым у мэра-оппозиционера давний конфликт. Неудивительно, что идею Ройзмана уже раскритиковали как областные чиновники, так и депутаты Госдумы. Советник губернатора Свердловской области Анатолий Гайда назвал предложение мэра пиар-ходом, так как для этого нужно изменить Конституцию, а глава думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин сказал, что не видит необходимости в расширении списка городов федерального значения.

О том, зачем Екатеринбургу менять статус и выходить из состава Свердловской области, Ройзман объяснил в интервью Slon. 

Евгений, почему вы решили поднять вопрос о придании Екатеринбургу статуса города федерального значения? 

– Я считаю, что Екатеринбург перерос свой статус областного подчинения. Город мощный, город на подъеме. Нужно поднимать статус города, потому что он того достоин. Понимаете, в Екатеринбурге проживает треть населения Свердловской области, на территории города формируется 2/3 бюджета региона, и изменение статуса необходимо городу для дальнейшего роста и возможности динамичного развития. Кроме того, понимаете, я не хочу, чтобы город зависел от чьего-либо настроения при формирования бюджета. 

– Каким образом ваши взаимоотношения с губернатором области отражаются на развитии города?

– Стратегическое планирование невозможно строить, опираясь на настроения какого-то чиновника. Стратегическое планирование может зависеть только от нормативных актов и законов, но не от настроения губернатора. А сейчас бюджет города недобирает порядка семи миллиардов рублей. Это бюджет развития города. Эти деньги не возвращаются в Екатеринбург. Так же, как не возвращается часть доходов от налога на доходы физических лиц. Для того чтобы этого не происходило, нужно просто вернуть городу статус города федерального значения, каким он уже был в XVIII и XIX веках. Уже тогда Екатеринбург, будучи уездным городом, подчинялся напрямую столице. То же самое было и при советской власти. Но просто сейчас город столкнулся с неуважением, когда с его жителями власть не считается.

– Вы говорите о Екатеринбурге как о городе федерального значения только в масштабах самого города или речь должна идти и о присоединении к нему прилегающих поселков и городов с последующим созданием большого мегаполиса? 

– Смотрите, если раньше о Большом Екатеринбурге говорили только как об идее, то сейчас эта идея начала воплощаться в жизнь сама по себе. Город стал уже домами примыкать к соседним городам – к Березовскому, к Пышме, к Арамилю, и на самом деле это будет уже один общий организм. Есть законы развития, которые волевым решением не остановишь, и их не надо сдерживать и не нужно бояться. 

Сейчас в самом Екатеринбурге проживает чуть меньше полутора миллионов человек. Если считать примыкающие города, то какой может оказаться численность населения мегаполиса? 

– С прилегающими территориями в городе проживает уже 1 млн 700–800 тысяч человек. Мало того, прямой трассой с городом связаны Первоуральск, Ревда. И потихонечку город идет на запад, и через какое-то время и эти города сомкнутся тоже. То же самое происходит и на южном направлении. Это нормальный процесс. 

– Но без Екатеринбурга не превратится ли Свердловская область в еще один из отстающих регионов страны?

– Нет. Например, Московская область – очень мощный регион, который живет бок о бок с Москвой и хорошо развивается.

– Но ведь для этого вам придется добиваться и внесения поправок в Конституцию, где прописано, что сейчас только два Города – Москва и Санкт-Петербург – имеют такой статус, а кроме того, идти на перевыборы. Вы к этому готовы? 

– Я думаю, что вопрос так не стоит. Я сейчас посмотрю свои тезисы, посмотрю, что и как можно сделать. Обсужу свои идеи с председателем думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству. Но нужно понимать, что это стратегическая задача, когда-то об этом все равно зайдет речь. Ведь когда-то какие-то города были уездными, а стали областными. А какие-то города были областными, стали столичными. Но я об этом должен говорить уже сейчас. Тем более что сегодня с такой инициативой выступили депутаты городской Думы. Ко мне обратились за комментариями, и я сказал, что это разумно и нужно думать об этом, тем более что с каждый годом город увеличивается, прирастает, и его стратегическое развитие не должно зависеть ни от кого. Возможно, это случится не скоро, не при моей жизни, но к этому мы все равно придем. Я уверен, что не стоит бояться сильных городов. Сильные города – это сильная страна. Я это вам говорю как историк.
Но если мне скажут, что сейчас это невозможно сделать, я пожму плечами и продолжу работать.