В начале января перестали работать камеры видеофиксации правонарушений на подмосковных дорогах: не первый и, вероятно, не последний блэкаут системы. Весь прошлый год в Подмосковье шла остросюжетная война за передел этого рынка. Пострадал не только бюджет Московской области, который собрал на полмиллиарда рублей штрафов меньше, чем обычно; жертвами стали и несколько чиновников, на которых заведены уголовные дела. Цена драмы – десяток миллиардов рублей, во столько может обойтись полное реформирование действующей системы видеофиксации. Кто стоит за хакерскими войнами на дорогах?

Об очередном отключении камер в Подмосковье все узнали из письма, опубликованного в «Газете.ру». ООО «СМУ-7», которое обслуживает вышедшие из строя камеры, извещало ГИБДД региона, что систему поразили вирусы, а сама она работает на обычных компьютерах с Windows XP и простым паролем на вход. Позже выяснилось, что для подключения к системе можно просто подняться на стремянке к любой камере и вручную запустить вирус. Выяснилось, что вирус вывел из строя 110  из 149 комплексов фотовидеофиксации «Стрелка-СТ», установленных в Подмосковье, а остальные вообще не были подключены к сети.  

ООО «СМУ-7» – компания аффилированная с холдингом «Строй Инвест Проект М», который занимает почти монопольное положение на рынке автодорожной видеофиксации в России. Одна из компаний холдинга производит камеры «Стрелка-СТ» – ими оснащается большинство комплексов видеофиксации в России, – а другие аффилированные компании (в Подмосковье это ООО «СМУ-7») занимаются обслуживанием этих комплексов, не допуская на рынок конкурентов. Основной владелец холдинга – Игорь Иванцов, его младший партнер – Андрей Морозов. 

Регалии Иванцова

Капитан 3 ранга, доктор технических наук; доктор коммерции Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России; вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка; академик Международной академии информатизации, председатель наблюдательного совета Всемирного распределенного университета; издатель журнала «Морской пехотинец»; член общественных советов ГУВД Москвы и Федерального дорожного агентства, председатель НП «Центр содействия воспитанию молодежи» спортивного клуба «Динамо» ФСБ России; член региональной общественной организации «Тульское морское собрание»; лауреат Международной премии им. Э.В.Евреинова.

Бизнесмен явно питает слабость к громким названиям и наградам. Несколько раз Иванцов пытался стать депутатом Госдумы РФ по партийным спискам от «Единой России», но, потерпев неудачу, вместе с одним из авторов «закона Димы Яковлева» депутатом Игорем Зотовым создал в 2012 году свою партию «Пенсионеры России за социальную справедливость». 

Биография Иванцова извилиста, как судьба многих бизнесменов 90-х. После службы помощником командира ракетного катера Ленинградской военно-морской базы в 1990-х годах занимался оптимизацией Пикалевского глиноземного завода, но деньги заработал в петербургской компании «Еврознак», которая и по сей день занимает около 40% рынка дорожных знаков в России. В 2001 году переехал в Москву, где открыл собственное производство дорожных знаков. Созданная им компания «Строй Инвест Проект М» быстро расширяла свою деятельность. Помимо дорожных знаков, Иванцов занимался реконструкцией и строительством новых светофоров в Москве и даже запатентовал пластиковый дорожный отбойник. Звездным часом для «Строй Инвест Проект М» стало создание в 2007 году интеллектуальной системы управления светофорами на Волоколамском шоссе, которая обошлась в 68 млн рублей и позволила увеличить среднюю скорость потока в часы пик на 50%. Этот проект так понравился министру транспорта Игорю Левитину, что он поручил «Строй Инвест Проект М» заняться созданием системы видеофиксации нарушений на дорогах. 

Дело оказалось выгодным. К примеру, поставив Московской области 140 комплексов «Стрелка-СТ» по средней цене 5 млн рублей, «Строй Инвест Проект М» получил около 700 млн рублей. Помимо этого, регион платил около 170 млн рублей в год за обслуживание «Стрелок». Но Иванцов не заметил появления конкурентов. Не самая крупная IT-компания «Вокорд» разработала более дешевый комплекс видеофиксации, в котором вместо аналоговой видеокамеры, как в «Стрелке-СТ», была установлена цифровая по цене около 2 млн рублей вместо 5 млн рублей. Победить в тендерах в Московской области у них никак не получалось: в тендерной документации прямо указывались параметры «Стрелки-СТ». Одновременно на рынке появилось НПО «Призма», которое занимается производством металлорежущих станков и никак не было замечено в дорожной сфере.  

Искры конфликта полетели в разные стороны Подмосковья, в котором с приходом нового губернатора Андрея Воробьева обновилась команда правительства и появился спрос на слом привычных «схем». Кроме того, в области камеры работали неэффективно: если в Москве одна камера «выписывает» штрафов почти на 12 млн рублей, то в области всего на 8 млн рублей, а обслуживание 140 подмосковных камер ежегодно обходилось подмосковному бюджету в сумму более 100 млн рублей, в то время как структуры «Строй Инвест Проект М» обслуживали 260 столичных камер всего за 25 млн рублей. Стоит отметить, что в столице стоимость обслуживания «Стрелок» снизилась в несколько раз после прихода нового главы Департамента транспорта Максима Ликсутова.

В ноябре 2012 года конкурс на обслуживание подмосковных комплексов видеофиксации в 2013 году выиграло ЗАО «ИнтехГеоТранс», действовавшее в интересах НПО «Призма», снизив стоимость работ с 172 млн рублей до 87 млн рублей. Но компания не смогла полноценно приступить к обслуживанию системы. В Управления ГИБДД по Московской области подрядчику заявили, что не знают, где находится сервер, куда поступают все данные с камер, а сами камеры, как и в этом году, поразил вирус. После того как удавалось «вылечить» от вирусов одну из камер, через несколько дней она оказывалась снова заражена. Камеры не работали почти месяц. Когда сотрудники «ИнтехГеоТранса» решили провести инвентаризацию системы и выяснилось, что на большинстве камер загрязнены стекла объективов, на металлических элементах есть следы коррозии, а 10% комплексов вообще никогда не подключались к электропитанию, Центр безопасности дорожного движения Московской области (ЦБДДМО), в чьем ведении находятся комплексы видеофиксации, немедленно расторг контракт. В объявленном снова тендере структуры «Строй Инвест Проект М» решили стоять до конца, чтобы не допустить конкурентов, и победили, снизив цену до 13 млн рублей, что, по словам совладельца НПО «Призма» Сергея Ласкина, существенно ниже рентабельности. 

Развернулась война между структурами Иванцова и НПО «Призма». Сергей Ласкин, не скрывающий своей симпатии к «Вокорду», начал бомбардировать письмами проверяющие органы. Выяснилось, что холдинг Иванцова, выиграв тендер столичных властей на поставку видеокомплексов на 102 млн рублей, отчитался только за 72 млн рублей. Прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Мошенничество», а глава Центра организации дорожного движения Москвы был уволен

В августе 2013 года была разрушена монополия «Стрелки-СТ» на установку новых комплексов видеофиксации. Два тендера на поставку 40 комплексов «Вокорд Трафик» на общую сумму 111 млн рублей выиграло ООО «Связь Проект Бизнес», которое действовало в интересах Ласкина. 

В сентябре 2013 года при передаче взятки в 17 млн рублей был задержан руководитель одного из управлений областного Минтранса Сергей Найденов, а позже глава ЦБДДМО Константин Брагин, которому, по словам Найденова, и предназначалась взятка. По данным следствия, чиновники вымогали взятку у представителей Ласкина, угрожая расторгнуть контракт под надуманным предлогом.

Однако ни сотрудники ГИБДД, ни конкуренты «Призмы» и «Строй Инвест Проект М» не верят, что в такой ситуации чиновники решили требовать взятку у Ласкина. «Скорее всего, компания не укладывалась в сроки, чиновники отнеслись к ним по всей строгости закона, и тогда было решено разыграть историю с взяткой, – говорит один из сотрудников ГИБДД, знакомый с ситуацией. – Обращает на себя внимание, что война ведется в интересах «Вокорда», но при этом сама компания никак не упоминается, а война ведется НПО «Призма», которое не является ни производителем оборудования, ни даже системным интегратором».

Хронику войны можно отслеживать в «Газете.ру». Осенью изданию стало известно, что депутат Госдумы Вячеслав Лысаков готовит письмо в Минпромторг с просьбой провести дополнительные испытания «Стрелки-СТ» в связи с тем, что система работает некорректно и большинство камер выписывают водителям квитанции, в которых указана одинаковая скорость. Депутат потребовал приостановить массовую закупку «Стрелки». 

В декабре стало известно о новых тендерах ЦБДДМО, условия которых были, судя по всему, составлены в интересах единственного участника «Строй Инвест Проект М». Тендеры были отменены. А сейчас камеры стали жертвой вируса уже после того, как их снова стали обслуживать структуры, аффилированные со «Строй Инвест Проект М». Единственным официальным объяснением пока оказалось беспомощное письмо подрядчика с признанием, что «Стрелку-СТ» вывел из строя детский вирус.

В этот раз работа системы видеофиксации была восстановлена в течение недели. Пока чиновники не спешат с оргвыводами. Полная замена камер видеофиксации обойдется бюджету в десяток миллиардов рублей. Либо вместо стационарных камер будут работать сотрудники ГИБДД, которые меряют скорость ручными камерами «Стрелка-М». Пока к этим камерам претензий нет ни у депутатов, ни у конкурентов – вероятно, потому, что последние еще не выпускают мобильные комплексы видеофиксации. 

Год Сумма собранных штрафов, млн руб.  Количество камер Сумма штрафов с 1 камеры, млн руб.  Стоимость обслуживания камер, млн руб.  Стоимость обслуживания 1 камеры, руб.
Московская область
2010 360 60 6 Н.д. Н.д.
2011 1 000 105 9,5 67 638 000
2012 840 105 8 157 1 495 238
2013 547 149 3,7 13 87 248
Москва
2012 3 428 263 13,03 25 95 057

Данные Министерства транспорта МО, ГИБДД МО, ЦБДДМО, ЦОДД Москвы, расчеты Slon