Митинг в поддержку референдума о независимости Каталонии

Сегодня 11 сентября – La Diada, Национальный день Каталонии, гордой испанской автономии, уже несколько лет энергично добивающейся независимости. В прошлом году на этот праздник активисты выстроили живую цепь протяженностью 400 км из 800 тысяч человек. В нынешнем году в центре Барселоны собирается многотысячная толпа в форме гигантской буквы V (не от слова Vendetta, как в названии известного голливудского фильма, но от слов Votar – «голосовать» и, конечно, Victoria – «победа»).

Сепаратисты и вежливые люди по-каталонски

Не за горами и кульминационный момент отделения Барселоны с окрестностями от Испании – 9 ноября пройдет каталонский референдум, на котором сепаратисты рассчитывают получить мандат от народа. Отпочковаться от королевства или нет – сложный вопрос, копий сломано много. Даже слишком.

Напомним, что в вялотекущем режиме тема независимости Каталонии от Испании живет со времен наступления демократии, смерти Франко и перестройки (transición) конца 1970-х. Новая мощная волна пошла с 2011 года, когда харизматичный президент автономии Артур Мас взял прямой курс на отделение. Уставшие от невзгод экономического кризиса каталонцы горячо его поддержали – ведь он обещал немедленно улучшить благосостояние народа. Народу показали простой расчет, что Каталония ежегодно перечисляет налогов в Мадрид на восемнадцать миллиардов евро больше, чем получает назад. Экономист Ксавьер Сала Мартин из университета Коламбии описал проблему так: «Есть страны как США, где платят мало налогов и взамен получают мало услуг. Есть страны как Швеция, где большие налоги, и за это граждане получают много сервиса высокого качества. Каталония – это уникальный феномен, где, заплатив большие налоги, ты получаешь мало чего взамен». Вот и все! Обывателю ясно: оставим эти денежки себе и поделим, выйдет по 2400 евро на брата в год, пошлем испанцев подальше и заживем припеваючи. Продвижение этой идеи пошло семимильными шагами: напечатали и разослали мировым лидерам «Белую книгу» с цифрами и фактами о каталонской самостоятельности, а Артур Мас потратил много энергии на встречи с властями предержащими по всему свету, чтобы объяснить преимущества самостийной Барселоны. Один из первых его официальных визитов был в Россию, где в 2012-м Владимир Путин (на тот момент последовательный и непримиримый противник всех сепаратистов) дал ему от ворот поворот.

Сегодня, осенью 2014 года, кажется, что исторический момент двухлетней давности упущен и пар ушел в свисток. Вместе с восстанавливающейся после кризиса экономикой к простым людям снова приходит сытость и достаток. А на одних пассионариях в XXI веке революцию не устроишь. Нужна воля народа и, конечно, поддержка бизнеса, то есть финансы. Как там настроение граждан, узнаем из фоторепортажей сегодня-завтра и в ноябре – по результатам референдума, а вот с позицией предпринимателей картина прояснилась уже сейчас.

А что скажет купечество?

Бизнес сразу настороженно-негативно отнесся к идее отделения, но сказать об этом решился не вдруг. С одной стороны, главный экспортный клиент воображаемой независимой Каталонии – это остальная Испания. На нее приходится сегодня 60% продаж каталонских компаний. Сценарий развития событий был продемонстрирован незамедлительно: не дожидаясь гипотетического отделения, испанцы начали активно бойкотировать каталонские товары. Самым ярким примером стал отказ от местного шампанского вина cava. В Новый 2013 год под бой часов на мадридской ратуше ведущие в прямом эфире чокались пивом! Заедая его традиционными испанскими двенадцатью виноградинами. Для телезрителей это было подлинное низвержение устоев. Чтобы не попасть под гнев потребителей, несколько крупных корпораций объявили о переносе штаб-квартир из Барселоны в Мадрид. Из местных первым переехало издательство Grupo Planeta. Из мировых лидеров: Danone, Nestle, Volkswagen, Nissan, Novartis, Lidl и Sony перешли к плану «Б». И это только верхушка. Два крупнейших каталонских банка, La Caixa и Sabadell, только-только завершили дорогой и болезненный процесс поглощения мелких и средних сберкасс по всей Испании, резко расширив сеть филиалов по всей стране. В случае независимости их ждут неминуемые ненависть испанских вкладчиков и репрессии со стороны финансовых властей королевства. В сложном положении оказались газовая Gas Natural, водяная Agbar и производители вина Torres, Codorniu и Freixenet. С некоторых пор в моем основном бизнесе – инвестициях в недвижимость – иностранные покупатели просят включать пункт о возможности расторжения контрактов в случае отделения Каталонии. Этакий форс-мажор вроде падения метеоритов или биржи.

Малый бизнес относится к идее независимости с любопытством, недоверием и в целом нейтрально. Как правило, самые упертые националисты – это несведущие в коммерции люди. Им не до этого. Например, в овощной лавке в пригороде Барселоны, где я живу, хозяин – активист радикальных «левых республиканцев». Он регулярно вывешивает на дверях каталонский флаг со звездой – символ независимости, при этом убирает ценники. Как-то я поймал его на том, что один и тот же овощ этот революционный пассионарий продал мне, русскому, за 12 евро, а моему местному соседу за 8. Так вот, я перестал у него покупать и тем самым включил против него мои мини-санкции. Хотя знакомой моей он все же изловчился подсунуть червивые грибы на прошлой неделе, но это уже отнесем к казусам, а не к Realpolitik.

С крупным бизнесом все иначе. В июле 2014 года консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers провела опрос топ-менеджеров и владельцев самых больших фирм Каталонии. Выяснилось, что только 4,4% из них поддерживают отделение от Испании. 31,1% считают, что лучшее решение – диалог регионального и центрального правительств, еще 26,7% поддерживают идею референдума и 15,6% полагают достаточной небольшую конституционную реформу. Когда исследование вручили Артуру Масу, он пригласил бизнесменов на встречу и сказал, что от них потребуется «храбрость и способность рискнуть». Неизвестно доподлинно, что ответили президенту коммерсанты, но с храбростью, похоже, дело не у всех обстоит одинаково хорошо.

От резких публичных высказываний до недавнего времени капитаны крупного каталонского бизнеса все же воздерживались. В роли «рупора купечества» выступал председатель Союза предпринимателей сеньор Гай-и-Монторо. Правда, и он долгое время в Мадриде говорил одно, а в Барселоне – другое, а что делать: планида такая – лавировать. Но с конца 2013 года от имени бизнеса он занял позицию против отделения и за расширение автономии путем переговоров и конституционной реформы.

Заграница поможет

Но, конечно, настоящую смелость и твердость в этом вопросе могут проявить и проявляют глобальные компании. И власти слушают их внимательно и с уважением. В конце прошлого века кино- и телепродюсеры из Голливуда спокойно поставили на место каталонских националистов. Тогда правительство автономии пыталось обязать Warner Bros., Paramount и других за свой счет дублировать фильмы на каталонский язык. Иначе, мол, запретим прокат в наших кинотеатрах. Решительное «нет» от американских компаний не оставило никаких шансов барселонским чиновникам – вопрос больше не поднимался никогда. Аналогично – с телесериалами или лицензионными шоу. А вот малобюджетные ковбойские ленты уже сами каталонские ТВ-компании озвучивают на местном языке. Ругающиеся на каталонском индейцы – это очень веселое зрелище, особенно для иностранца. Кто из русских смотрел эротические фильмы с украинским дубляжем, тот меня поймет.

По очереди несколько глобальных компаний устроили семинары и круглые столы с привлечением местных политиков. DHL совместно c Krupp, Basf и немецкой торговой палатой на конференции «Диалоги об интернационализации» приняли декларацию «Нет Каталонии без Европы». Они указали на пример Хорватии, которая в процессе обретения независимости оказалась на десяток лет вне Евросоюза и понесла от этого большой урон. Отрезанная от кредитов Центробанка Европы, от единого таможенного и валютного пространства, самостоятельная Каталония должна будет испить горькую чашу. И это не считая затрат на создание армии, границы, МИДа с посольствами, футбольной лиги и чеканки монет. Немецкие бизнесмены, подписавшие декларацию, подтвердили, что их каталонские коллеги сочувствуют, но побаиваются подписывать документ. Реакцией официальных властей Барселоны был легкий шок, зато местная оппозиция не замедлила назвать германских топ-менеджеров фашистами. Но раз уже немцам выпала миссия быть «локомотивом Евросоюза», то и к поучениями их все страны вынуждены относиться с респектом. Кстати, франкоговорящие бизнесмены приводят в пример канадский Квебек, где националистический дискурс 1980-х с референдумами и угрозой отделения за год выгнал из провинции 30 крупнейших компаний. Бизнес как рыба – ищет, где глубже и спокойней.

А пока операторы авиаперевозок, которые в последнее время сделали ставку на барселонский аэропорт, прикидывают переброску турпотоков на Майорку и Коста-Бланка. Осторожные японцы по-тихому переносят свои центральные офисы в Мадрид. Иностранный дипкорпус понемногу осваивает каталонский язык. А коммерсанты, хоть и привыкли в каждой загогулине судьбы искать шанс для нового бизнеса, с надеждой думают: «А может, все-таки пронесет?»