REUTERS / Kathryn Hansen
В России привыкли считать Северный морской путь внутренней транспортной артерией, однако последнее время на этом направлении резко активизировался Китай. В частности, китайские компании уже объявили о создании собственного ледокольного флота. Более того, суда из Поднебесной совершили самостоятельные проходы по Севморпути, что представляет серьезную угрозу российским интересам в Арктике.
В начале ноября китайский транспортный концерн China Ocean Shipping (Group) Co (COSCO) объявил о планах запустить регулярные перевозки из Азии в Европу по Северному морскому пути. Об этом Wall Street Journal рассказал представитель компании. По его словам, для организации регулярных перевозок по этому маршруту группа планирует купить или самостоятельно построить суда, подходящие для работы в Арктике. По сути, речь идет о создании собственного ледокольного флота. Сейчас у компании есть только одно судно, имеющее корпус ледокольного типа, – универсальный сухогруз «Йон Шен». По данным Marine Traffic, этот сухогруз длиной 160 метров и полной грузоподъемностью 19,2 тысячи тонн был построен в 2002 году и сейчас обслуживает южный маршрут между Китаем и Европой: через Сингапурский пролив и Суэцкий канал. Однако судно совершило два пробных рейса по Северному морскому пути: в 2013 и 2015 году, и эксперимент был признан успешным.
Ранее Китай уже получил статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете, объединяющем страны с собственными территориями в Арктике, и активно занялся популяризацией Северного морского пути. Так, 4 ноября 2015 года китайский яхтсмен Го Чуань установил мировой рекорд скорости прохождения Северного морского пути на парусном тримаране «Китай-Циндао». Экспедиция во главе с Го Чуанем преодолела Севморпуть за 12 дней 3 часа 8 минут и 15 секунд.
Зачем китайцам Северный морской путь?
На сегодняшний день COSCO является одним из крупнейших операторов морских грузоперевозок в мире. По итогам 2014 года выручка всей группы компаний составила $27,5 млрд, что позволило COSCO занять 432-е место в списке крупнейших мировых компаний Global 500, который составляет американский журнал Fortune. Всего флот китайской компании включает 800 судов общей грузоподъемностью 56 млн тонн и за год перевозит свыше 400 млн тонн разнообразных грузов.
Использование Северного морского пути позволяет сократить время доставки грузов из Азии в Европу в среднем на две недели по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал – арктический путь из Шанхая в Роттердам равен 8100 морским милям, то есть на 2400 морских миль меньше, чем южный. В итоге весь путь занимает около 35 дней вместо 48 дней. При этом не стоит забывать, что Евросоюз по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером для Китая, следовательно, это направление является для Пекина стратегическим.