Митинг за отмену дополнительного сбора за проезд по федеральным трассам большегрузного транспорта.

Митинг за отмену дополнительного сбора за проезд по федеральным трассам большегрузного транспорта.

ИТАР-ТАСС / Владимир Смирнов

Ноябрь 2015 года может войти в историю не столько в связи с военными пертурбациями в Сирии, сколько из-за первой широкомасштабной акции протеста, вызванной экономическими причинами. Речь идет, конечно же, о протестах российских дальнобойщиков против системы взимания платы «Платон» за проезд по федеральным трассам. Не исключено, однако, и то, что никаких значимых последствий у этих событий не будет. Так что для Болотной и даже для Pussy Riot найдется местечко в будущих учебниках истории, а вот для дальнобойщиков – нет.

Нищим не до протестов

В первую очередь надо понять, почему подобных протестов не было раньше. Очевидный ответ на этот вопрос состоит в том, что раньше – по крайней мере после истории десятилетней давности с монетизацией льгот – не было особых причин протестовать. Существует довольно популярная теория, согласно которой нефтегазовое изобилие нулевых позволило российским властям купить пассивность, если не лояльность большинства граждан. Однако далеко не очевидно, что эта теория применима к протестам, вызванным экономическими причинами.

Опыт многих авторитарных режимов этого не подтверждает. Возьмем, например, Китай, экономические успехи которого в течение последних десятилетий были гигантскими, совершенно несопоставимыми с довольно скромными достижениями России.