Потасовка во время заседания Верховной рады 11 декабря 2015 года, Арсений Яценюк в центре.

Потасовка во время заседания Верховной рады 11 декабря 2015 года, Арсений Яценюк в центре.

TASS / ZUMA / Sergii Kharchenko

Кадры с вручением мало кому известным до этого момента депутатом от президентской фракции Верховной рады Олегом Барной букета премьер-министру страны Арсению Яценюку и попытками вынести премьера с трибуны, на которой тот выступал в ходе правительственного часа в парламенте, обошли практически все ведущие СМИ мира. Но вряд ли кто-то из заметивших скандал и последующую стычку между депутатами стал вдаваться в подробности происходящего и понял, что выходка Олега Барны, по сути, дала еще один шанс украинской коалиции и поставила точку на спекулятивных разговорах о возможности отставки премьера, крахе парламентского большинства и досрочных выборах в Верховную раду.

Обычно утверждают, что кризис доверия к правительству связан с неудовлетворительными темпами проводимых реформ, обвинениями в коррупции и снижением уровня жизни украинских граждан. Однако корни кризиса не столько в экономике, сколько в политике, и кроются они в уже привычной для Украины конкуренции двух властных центров – конкуренции, которая нередко спасала украинскую демократию, но могла оказаться и серьезным препятствием на пути к ее развитию.

Дуализм власти в стране возник буквально с первых же дней ее независимости. Возглавивший кабинет министров бывший директор знаменитого Южмаша Леонид Кучма обвинял первого президента Украины Леонида Кравчука в препятствовании правительственным реформам. В результате Кучма ушел в отставку с поста премьера и стал главным – и счастливым – соперником Кравчука на внеочередных президентских выборах.

Однако возглавив государство, Кучма сам стал заложником конкуренции с собственными премьерами – вначале с осторожным генералом СБУ Евгением Марчуком, а затем с «не знающим берегов» днепропетровским губернатором Павлом Лазаренко, почти приватизировавшим страну в пользу собственного регионального клана. Крах Лазаренко позволил Кучме начать строительство настоящей президентской вертикали – что, впрочем, не уберегло его ни от популярности Виктора Ющенко, ни от влиятельности Виктора Януковича. Кучма, опытный игрок и настоящий стратег олигархического государства, понял, что может использовать этот дуализм в свою пользу только после ухода с президентской должности, – так и появилась идея изменения украинской Конституции и превращения страны в парламентско-президентскую республику.

Сосредоточение власти в одних руках оказалось неэффективным в украинских условиях. Неэффективным до такой степени, что ослабление Януковича стало выгодно всем

Эту идею проводила в жизнь президентская администрация во главе с Виктором Медведчуком – сам Медведчук безуспешно пытался убедить в ее целесообразности Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Однако оба главных претендента на пост президента – бывшие премьеры Виктор Ющенко и Виктор Янукович – противились конституционным изменениям, как могли. Воплощению идеи Леонида Кучмы в жизнь помог Майдан 2004 года. Тогда конституционная реформа в обмен на проведение дополнительного третьего тура президентских выборов оказалась главным результатом круглого стола в Мариинском дворце. Ющенко победил в этом дополнительном туре, но еще до окончательного преобразования президентской республики в парламентско-президентскую стал заложником властных устремлений своих премьер-министров – амбициозной Юлии Тимошенко, прошедшей великолепную школу монополизации власти в команде Павла Лазаренко, и жаждавшего реванша Виктора Януковича. В борьбе амбиций прошло все президентство Ющенко, а премьеры-соперники, как и в 2004 году, встретились между собой во втором туре выборов главы государства, только на этот раз это были Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Уже накануне голосования наблюдатели утверждали, что вопрос о возвращении к президентской республике практически решен и победитель не будет сковывать себя новой конкуренцией.