Лев Иванов / РИА Новости
До недавнего времени правом на присуждение научных степеней обладал лишь экспертный совет Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки. Но на днях Владимир Путин подписал указ, дающий право МГУ и СПбГУ присуждать ученые степени без согласования с ВАК. Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк сообщила, что в ближайшем будущем такое право планируется предоставить еще нескольким десяткам ведущих вузов.
Правила подготовки и аттестации ученых в России менялись в последнее время столько раз, что их давно перестали воспринимать всерьез. В этих условиях в единой системе аттестации нет никакого смысла – никогда не известно, что стоит за каждым конкретным дипломом. Наука призвана быть средоточием разума в современном мире, но каждый российский аспирант без труда расскажет десяток историй о том, насколько иррационально она организована.
К примеру, чтобы защитить кандидатскую диссертацию, необходимо опубликовать результаты своего исследования. Но требования к публикациям резко меняются: то нужно предоставить три публикации, то одну; то все они должны быть в журналах из списка, утвержденного ВАК, то часть может быть в журналах вне списка; то профиль журнала должен соответствовать теме научной специальности, то это не обязательно. В результате если вы защитились три года назад, то ваши друзья, которые защищались год или пять лет назад по той же специальности и в том же диссертационном совете, скорее всего, были вынуждены выполнять совершенно другие нормативы. Абсурдность этой ситуации понятна всем, но до сих пор попытки ее исправить приводили только к появлению новых норм и усугублению аспирантского безумия.
Однако не исключено, что в понедельник было принято историческое решение, которое запустит наконец процесс реальной трансформации российской науки. Отныне ученые степени можно будет присуждать без участия ВАК, и первыми вузами, получившими это право, стали МГУ и СПбГУ. Чтобы понять смысл этой реформы, стоит окинуть взглядом устройство отечественной аспирантуры.
Заседания советов часто превращаются в сеансы коллективного делириума, где может обсуждаться что угодно, начиная с внешнего вида аспиранта и заканчивая судьбами России
Российская система подготовки ученых унаследована от советских и частично еще от имперских времен. Она отличается удивительной централизацией и бюрократизацией там, где в этом нет ни малейшей необходимости. Аттестацию могут осуществлять только уполномоченные ВАК ученые советы. Каждый из этих советов состоит из полутора-двух десятков докторов наук, и их состав не меняется в зависимости от темы диссертации. Обычно диссертант оказывается в ситуации, когда его оценивают люди, которые заведомо разбираются в его теме гораздо хуже его самого. Из-за этого заседания советов часто превращаются в сеансы коллективного делириума, где может обсуждаться что угодно, начиная с внешнего вида аспиранта и заканчивая судьбами России.
В естественных науках ситуация несколько лучше из-за того, что в одном совете чаще оказываются люди, объединенные общими исследовательскими задачами; в социальных и гуманитарных дисциплинах вероятность содержательной дискуссии на защите равна нулю. Хорошим примером стал недавний случай с диссертацией историка Кирилла Александрова, посвященной генералу Власову, на защите которой начался спор, каким образом следует чтить память о войне.