– Рынку бытовой техники кто только не пророчит полный крах – мол, резкое падение спроса и высокая зависимость от курса доллара. И тем не менее, пока никто не разорился, а результаты "М.Видео" за первый квартал вообще говорят об обратном – неожиданно резком росте спроса на технику.
– Первый квартал показал весьма существенный рост, который был ограничен только отсутствием товара. Мы еще в августе для себя сделали прогноз, что 2009 г. по отношению к предыдущему будет на 30% меньше. При этом падение рынка в первый квартал будет на уровне 50% от прошлогодних показателей, минус 30% придется на второй квартал, и на 10 – 15% снизятся третий и четвертый кварталы. К ноябрю мнение, подобное нашему, разделяли большинство игроков. И мы не угадали главного – уровень спроса. Мы не учли, что при девальвации резко растет спрос на технику. Логика таких покупок вполне очевидна. Рубль на сбережения не тянет, в какую валюту вкладываться и что с ней будет через полгода-год никто сказать не может. Депозиты страшно, потому что все еще хорошо помнят 1998 г. и банкам не очень доверяют. Соответственно, когда доллар стал стоить 35-36 руб. многие поспешили потратить сбережения на технику, которая на тот момент не так стремительно дорожала. Однако товара в тот момент уже ни у кого не было. Особенно расстроились производители, потому что они уже успели сократить объемы поставок под прогнозы провального первого квартала.
– И каким был этот рост?
– Один нюанс – он был в рублях – чуть выше того, насколько увеличился доллар, в штуках изменения практически не произошли. Рост получился относительно запланированного провала. А вот со второй половины марта по апрель действительно уже началось резкое падение, и в штуках и, соответственно, в деньгах. В разных сегментах оно конечно отличается, есть такие, где продажи снизились в восемь раз.
– Неужели это падавшая до последнего времени крупная бытовая техника?
– Нет. На нашем рынке есть так называемые commodities – категории стабильного спроса. В первую очередь это касается телевизоров – как говорится, "наше все", на них тратятся в любые времена. Второе – вещи, необходимые для поддержания жизнедеятельности – плита, холодильник и стиральная машина. А вот все остальное: компьютеры, игровые консоли, плееры, то, что, так или иначе, связано с развлечениями, и от чего можно на время отказаться, претерпевает самое сильно падение. В среднем рынок, несмотря на всплеск продаж начала года, все равно будет ниже прошлогоднего на 30%. Уже сейчас ситуацию на рынке можно расценивать как катастрофу.
– И тем не менее вы не собираетесь закрываться. Как рассчитываете выжить?
Кризис – хорошее время для западных игроков и для отдельных, несетевых магазинов, которые до последнего времени были задавлены агрессивной политикой крупных сетей. У западных игроков есть доступ к гораздо более дешевым кредитам, продуманная стратегия развития и разумные сроки окупаемости. Тогда как у несетевых магазинов, в отличие от федеральных сетей, нет такой огромной закредитованности. С ними банки практически не работают – вот и привыкли жить на те деньги, что заработали. Кроме того, мелкий бизнес легко масштабируется под меняющийся спрос. Сократился спрос – хозяин сократит продавщиц, и сам встанет за прилавок. Большие же бизнес-машины очень инертны и от этого испытывают сейчас колоссальные трудности. Полагаю, довольно скоро на нашем рынке останется две-три федеральных российских сети, возможно со сменой собственника, крупные западные сети и маленький бизнес.
– Вы довольно категоричны, все-таки на федеральные сети приходится больше половины рынка...
– У западных компаний есть одно преимущество – возможность финансирования, которой сейчас нет у подавляющего большинства российских ритейлеров. И есть возможность воспользоваться положительными для розницы последствиями кризиса. Арендные ставки упали до разумного, с точки зрения бизнеса, уровня. Появились относительно дешевые человеческие ресурсы. На примере нашей сети могу сказать, что сейчас можно нанять сотрудника с зарплатой в два раза ниже, чем год назад. При этом до кризиса его лояльность к компании была бы практически нулевой, тогда как сейчас приближаться к 100%.
– Почему же российским сетям так вдруг стало не до развития?
– Сетевая розница – это очень затратные и в последнее время довольно долго окупаемые проекты. Еще три – четыре года назад хватало несколько месяцев, чтобы окупить открытие одного магазина, а в последнее время на это требовалось 2 – 3 года. Сейчас же, когда ставки по кредитам выросли до небес, это делать просто невозможно.
– А какие сейчас ставки?
– Разные, в зависимости от масштаба бизнеса, качества залогов, Могут доходить до 40% годовых. И перспективы у собственника довольно печальные – чтобы привлечь в свой бизнес капитал, надо пожертвовать частью компании. Такие инструменты как IPO или облигационный займ сейчас невозможны, только кредиты под залог акций или других относительно ликвидных активов. Да и внутри страны деньги привлечь практически невозможно.
Последние несколько лет банки очень активно раздавали деньги. И федеральные сети, и средний бизнес активно занимали, надеясь в какой-то момент добежать до за заветного финиша (прим.: IPO или привлечение стратегического инвестора), мол "вот как хорошо, я получил наконец семь раз свою EBITDA". Но, к сожалению, по пути случился кризис, деньги ушли с рынка – у розницы возникли огромные дыры в операционной деятельности. Вариантов осталось немного: банкротство или продажа компании. Гонки за капитализацией – это лотерея, на плаву остаются те, кто имеет грамотный риск-менеджмент. Для нас, кстати, одним из основных критериев, с кем работать в 2009 г. или нет, были как раз темпы развития. Понять истинное соотношение долга к прибыли трудно, а вот такой критерий как супербыстрое развитие, весьма красноречив и свидетельствует почти наверняка, что займов слишком много.
– А как закончила год ваша сеть?
– По плану. Оборот сети составил 30 млрд. руб.
– Почти миллиард долларов?
– Вопрос, в какой валюте считать. Если взять курс июня, когда мы заявляли прогноз по выручке, то будет как раз заявленные $1,2 млрд. Если же считать по курсу на конец года, то и миллиарда не выйдет. Думаю, сейчас наиболее верно отчитываться именно в рублях и пересчет в валюту неактуален.
– У вас сократилось число магазинов сети?
– Закрылось около 40 магазинов в конце четвертого квартала прошлого года. Мы были вынуждены расстаться с партнерами в Башкирии, поскольку они уже завершили сделку с казанской Domo. Сейчас магазинов 398. Год думаю закончим с 450 – 460 магазинами.
Для меня сейчас самое неприятное в том, что пришлось притормозить развитие Euronics (Европейский закупочный союз Euronics, специализирующийся на торговле электроникой и бытовой техникой, в 2007 г. заключивший партнерское соглашение с сетью "Эксперт"). Необходимые инвестиции в один магазин Euronics $1-1,5 млн, а те партнеры, которые на них способны, сейчас оказались под наиболее сильным ударом кризиса.
– Кстати как вы поддерживаете своих партнеров в нынешние времена? Увеличили ли отсрочку платежей или наоборот пришлось отказаться от этой практики?
– Отсрочки, безусловно, сохранились. Если их нет, то нет и бизнеса. Они, конечно, были сокращены, но не по времени. В условиях девальвации подобный метод не работает. Риски оцениваются не по скорости возврата, а в абсолютных единицах – деньгах. Речь идет о максимальной сумме, которая выдается в виде товарного кредита партнеру. К примеру, контрагент продает на 1 млн. в месяц, и ему нужно товара на 700 000. Раньше мы бы на такую сумму и отгрузили бы товар. Сейчас, при такой потребности партнера мы можем дать в кредит уже на 200 000.
– Как вы полагаете, спрос восстановится в следующем году?
Я бы не стал на это рассчитывать.
Кирилл Новиков, генеральный директор сети "Эксперт" Интервью
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
"Мы все не угадали, что будет со спросом в начале года"
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет