Математик Джон Нэш – наверное, самая ходовая иллюстрация к стереотипу сумасшедшего ученого. В 1994 году он получил Нобелевскую премию по экономике за теорию игр – математическую модель, которая одинаково хорошо описывает ядерные конфликты и рынок акций. И он же во время своей растянувшейся на 30 лет борьбы с шизофренией рассылал друзьям и посольствам письма о мировом заговоре, оклеенные фольгой, фотографиями Ленина и корешками трамвайных билетов.
Фильм «Игры разума» сняли по мотивам его биографии – и теперь эта биография, написанная еще в 1998 году корреспондентом New York Times Сильвией Назар, вышла наконец на русском языке в виде пухлого 750-страничного тома в издательстве Corpus (фрагмент из книги Republic публиковал в октябре). С нее начинается серия переводных научно-популярных книг фонда «Эволюция», который, как пишут учредители, ставит целью «популяризацию науки, научного мировоззрения и рационального мышления в России».
В отличие от фильма, где много борьбы с шизофренией и личной драмы, а наука играет вспомогательную роль, книга Назар – в первую очередь история про обстоятельства, сопутствующие открытиям. Например, про внутреннюю кухню Нобелевского комитета или про то, как Принстон в 1940-е превратился в «заповедник гениев»: здесь соседями и собеседниками Нэша были Эйнштейн, отец современных компьютеров Джон фон Нейман, создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер, тополог Соломон Лефшец и еще несколько десятков ученых, каждый из которых заслуживает своей беллетризованной биографии. И если фильм – голливудская драма с неизбежной долей вымысла, то книга – результат чистой репортерской работы: автор отдельно гордится тем, что сто страниц из 750 – примечания и ссылки на источники.
На презентацию русского перевода Сильвия Назар приехала в Москву. Автор книги про Нэша известна еще и как единственный журналист, которому удалось обстоятельно поговорить с математиком Григорием Перельманом, доказавшим гипотезу Пуанкаре и отказавшимся принять назначенную за это награду миллион долларов.
Сильвия Назар – о том, как Нэша проглядели современники, можно ли воспроизвести принстонский «заповедник гениев» в современном мире и почему нельзя собрать лучших ученых в Китае ни за какие деньги.