
VOLKSWAGEN РАССТАВЛЯЕТ ПРИОРИТЕТЫ
Переговоры между Volkswagen AG и Porsche Automobil Holding SE приостановлены, компаниям не удалось договориться по ключевым вопросам. Руководство VW мстительно настаивает на том, чтобы концерн Porsche сначала сократил долг в 8,8 млрд евро, который является результатом агрессивной биржевой политики по скупке акций Volkswagen. Также руководство Porsche попросили сформулировать четкий план стратегического развития компания в составе нового альянса. Представители VW утверждают, что результат двухнедельных переговоров оказался шокирующим: их коллеги из Porsche не вполне представляют себе цели сделки. А рисковать расчетливые немцы не намерены, даже когда речь идет об историческом объединении двух компаний, основанных еще в прошлом веке легендарным Фердинандом Порше. Впрочем, беспокоиться о срыве альянса не стоит: потомки Порше просто перешли на привычный для компаний язык переговоров.
PORSCHE В ПОЗИЦИИ СЛАБОГО
О слиянии и создании интегрированного автомобильного концерна, состоящего из 10 марок, VW AG и Porsche SE объявили 7 мая 2009 года. На фоне глобального реформирования многих автомобильных структур, немцы решили, что и у них найдется общая тема. Однако переговоры зашли в тупик почти мгновенно. Это неудивительно: финансовая ситуация Porsche непрозрачна, и надеяться на быстрое сокращение долга автоконцерна не приходится. Не заинтересуется Volkswagen и технологической базой Porsche: производитель люксовых автомобилей не скрывает, что доступ к превосходным наработкам VW является одним из главных достоинств альянса компаний. Козырей в рукаве у Porsche немного: пакет акций в VW, а также грамотная команда менеджеров, под руководством которых концерн стал одним из самых успешных в мире. Однако смогут ли ужиться под одной крышей руководители двух домов?
Вероятнее всего, руководство VW планирует отказаться от требования по погашению долга в обмен на часть акций, или получив пост руководителя объединенной компании для собственного кандидата. Тогда текущий конфликт оборачивается банальной конфронтацией двух лидеров: председателя Совета директоров VW Мартина Винтеркорна и президента Porsche SE Венделина Видекинга. Оба харизматичны, обладают большим опытом работы, однако практикуют совершенно разный стиль управления. Если Винтеркорн умеренно консервативен, то Виндекинг, стоящий во главе Porsche уже более 15 лет, азартен и агрессивен. Именно он инициировал скупку акций VW – процесс, длившийся долгие годы и увенчавшийся получением 51% акций Volkswagen в начале 2009 года. Оборотной стороной этого успеха стал нулевой баланс компании, и долг в 8,8 млрд. Действия Виндекинга сплотили руководителей подразделений VW, которые единогласно поддерживают кандидатуру Мартина Винтеркорна. Их поддерживает и председатель наблюдательного совета VW Фердинанд Пиех, внук Фердинанда Порше. ДВЕ РАВНО УВАЖАЕМЫХ СЕМЬИ Чисто шекспировская семейная вражда, впрочем, повлияла на ход переговоров Porsche и Volkswagen не меньше, чем результаты подсчета финансовых рисков. Обе компании основал немецкий конструктор Фердинанд Порше, который прославился как конструктор гоночных автомобилей, а позже стал управляющим директором в "Мерседесе" ("Аустро-Даймлер"). В тридцатых годах прошлого века в Штутгарте он основал фирму "Конструирование и консультации по разработке двигателей и автомобилестроению", а в 1936 году приступил к возведению автозавода, впоследствии ставшего фундаментом для Volkswagen. В 1944 г. клан Порше перебрался в Каринтию, где бизнесом начал управлять сын Фердинанда Порше, названный в честь отца, но известный как Ферри. После войны Порше вернулся в Штутгарт, чтобы заниматься выпуском спортивных автомобилей. Конфликт внутри семьи положил начало долголетнему соперничеству, но помог обеим компаниями стать очень сильными, конкурентными игроками. Автоконцернами и сегодня владеют потомки Фердинанда Порше: компанию Porsche контролирует Вольфганг Порше, который также является председателем наблюдательного совета Porsche. Аналогичную должность в VW занимает его двоюродный брат, Фердинанд Пиех, который имеет вес и в Porsche – доля в компании досталась ему по наследству. Текущая рыночная ситуация вынуждает наследников идти на компромисс. Тем не менее, автоконцерн Porsche, производящий только 100 000 автомобилей в год против 6 млн машин у Volkswagen, явно нуждается в этом сотрудничестве больше. Наработки для строительства экономичных двигателей и великолепные шасси Audi могли бы значительно расширить небогатый модельный ряд Porsche.