Международный трибунал по бывшей Югославии в среду приговорил к пожизненному заключению военного лидера боснийских сербов Ратко Младича. Его признали виновным в геноциде и преступлениях против человечности – в частности, совершенных в Сребренице и во время осады Сараева. Republic вкратце пересказывает историю основных эпизодов войны, за которые был приговорен Младич.
Младич командовал войсками Республики Сербской во время боснийской войны. Война началась после того, как в 1992 году Босния и Герцеговина объявила о независимости от союзной Югославии. Этнические сербы, составлявшие около 30% населения Боснии, в большинстве своем не поддержали такое решение и в свою очередь объявили о выходе из состава Боснии и Герцеговины и о создании собственной республики. Продлившаяся в итоге три года война (помимо сербов и боснийцев, в ней также участвовали хорваты) сопровождалась жестокими боями, массовыми этническими чистками, геноцидом и масштабной гибелью мирного населения.
Дети играют в футбол в западном пригороде Сараева, 2 мая 1994. Фото: Rikard Larma / TASS
Осада Сараева продолжалась три с половиной года. Город, преимущественно населенный мусульманами, был осажден сербскими вооруженными формированиями с целью добиться необходимых шагов от боснийского руководства. На протяжении всей осады ежедневно город обстреливался из артиллерийских орудий; в общей сложности это привело к гибели более пяти тысяч мирных жителей. Подконтрольные Ратко Младичу силы, как установил суд, намеренно обстреливали минометным огнем гражданские объекты, а также целенаправленно убивали жителей города с помощью снайперского огня.
В 1995 году Младич возглавлял наступление на Сребреницу. Сребреница была мусульманским анклавом на территории Республики Сербской. Совбез ООН в 1993 году объявил анклав «зоной безопасности», свободной от боевых действий, разместив там корпус миротворцев. В Республике Сербской при этом утверждали, что мусульмане используют Сребреницу как плацдарм для своих наступлений. Войска Младича взяли анклав в июле 1995 года, после чего там начались этнические чистки: сербские отряды организовывали массовые расстрелы мирных жителей-мусульман. В общей сложности, как позже установил МТБЮ, были убиты от семи до восьми тысяч мужчин и мальчиков в возрасте от 10 до 65 лет. Резня в Сребренице привела к бомбардировкам Республики Сербской силами НАТО, которые вынудили сербов пойти на заключение мирного договора. Заключенные в 1996 году Дейтонские соглашения положили конец боснийской войне и зафиксировали официальный автономный статус Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины.
После войны Младич проживал в Сербии. НАТО еще в 1996 году потребовала его передачи Гаагскому трибуналу, однако он бежал в Сербию, где жил под защитой президента Слободана Милошевича. После того как в 2000 году Милошевич проиграл выборы президента (год спустя он сам был выдан МТБЮ и умер в тюрьме во время судебного процесса), Младич скрылся.
Генерала арестовали в 2011 году. До этого о его местонахождении ничего не было известно более десяти лет, и его семья пыталась добиться официального признания его умершим, однако власти страны заявляли, что поиски будут продолжены в любом случае. За информацию о его местонахождении США обещали выплатить $5 млн, Сербия – €10 млн. Поимка и выдача Младича Гаагскому трибуналу назывались одним из обязательных условий для будущего вступления Сербии в Европейский союз.
Процесс над генералом длился пять лет. Всего было проведено 530 заседаний и допрошено 169 свидетелей обвинения и 208 свидетелей защиты. Защита Младича отвергала все обвинения, настаивая на полном оправдании подсудимого. Помимо этого, адвокаты просили суд дать возможность Младичу временно выехать на лечение в Сербию или в Россию (власти обеих стран готовы были гарантировать его возврат в Гаагу) – у него диагностировали психоорганический синдром; также Младич перенес несколько инсультов. Все эти просьбы были отклонены судом.
Многие сербы считают Младича героем войны. Его арест, в частности, привел к многотысячным акциям протеста в Белграде, которые продолжались несколько недель. Сторонники генерала отмечают, что действия лидеров Республики Сербской в годы войны в конечном итоге привели ее к официальному статусу в составе Боснии и, как следствие, к соблюдению прав сербского населения. Многие из них полагают, что Гаагский трибунал в целом предвзято относится к сербским военачальникам.