
Юваль Ной Харари. Фото: Jonathan Nicholson / Zuma / TASS
На Всемирном экономическом форуме в Давосе выступил израильский историк-медиевист Юваль Ной Харари — автор мировых бестселлеров «Sapiens: Краткая история человечества» и «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня». Он рассказал о своем видении будущего труда и о том, как изменится человек в условиях постоянных технологических революций.
О будущем работы
На протяжении истории понимание работы неоднократно менялось. В течение довольно большого периода (можно сказать, большей части своей истории) люди вообще не работали — они выживали. То есть сама идея работы: я встаю и к в восьми утра еду на работу, где нахожусь до пяти вечера, — это современное понятие. Наши предки, охотники и собиратели, в течение сотен тысяч лет обходились без работы. Тревожность из-за потери работы — также сравнительно новый феномен. В ходе промышленных революций последних веков человек постоянно испытывал страх, что машины возьмут верх, а сам он станет ненужным. Впрочем, на этот раз, думаю, это может оказаться правдой. Как в случае с мальчиком, который кричал «Волки!». В конце концов волки пришли.
Сейчас люди сталкиваются с более страшным понятием, чем эксплуатация, — со своей ненужностью. Когда тебя эксплуатируют, ты по меньшей мере знаешь, что ты важен, что больше некому работать. Отсюда и первая проблема с ростом тревожности. Полагаю, новые профессии все же появятся. Вопрос в том, смогут ли люди себя «переизобрести», чтобы занять эти вакансии. И переизобретать себя придется каждые 10 лет, так как мы переживаем не одну технологическую революцию, а их целый каскад. Переизобретать себя в 20 лет — одно дело, но меняться дальше — в 30, 40, 50 лет — очень тяжело, это также сильно повышает нашу тревожность.
Слишком далеко забегает автор.
В биологии пока что не все так радужно (в т.ч. и в генной инженерии, про понимание как работате мозг и почему - до него ещё очень очень далеко).
И про определение чего-либо по движению глаз, давлению и активности мозга. А как алгорит получит эти данные. Ладно, можно камерой смарфона отслеживать движение зрачков (никто не мешает тупо заклеить камеру скочтем :) ), давление может определять фитнес-браслет или часы (никто не мешает их попросту не носить), но как предлагается с помощью сравнимого по размеру со смартфоном устройства замерять активность разных долей мозга - это ИМХО очень хороший вопрос.
Цифровая диктатура - это и есть Антихрист в чистом виде.
Тот самый.
Который 666.
Вся проблема в зависимости друг от друга индувидов общества. Исчезнет зависимость-исчезнет ценность информации. Ведь информация ,лично в моем понимании, это информация которая меня по какой то причине интересует. Нет интереса-информация просто белый шум.
...
— Да! А впоследствии и вселенной. Шахматная мысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный турнир!
Остап вытер свой благородный лоб. Ему хотелось есть до такой степени, что он охотно съел бы зажаренного шахматного коня.
...
А теперь представьте что правы те, кто считает что уже через 30 лет нас всех ждёт череда природных катастроф, грандиозные миграции и в итоге - война всех против всех. На таком фоне даже технологический застой выглядит подарком судьбы...
А эти ученые точно уверены, что смогут "заметить" эти цивилизации и вообще знают куда и как "смотреть"? Ведь если цивилизация достигла такого технологического уровня, что может оперировать энергией, сопоставимой с энергией Солнца, то, наверное, этот технологический уровень позволяет и прятать свое присутствие, или попросту сами технологии излучают совсем не там, где ждут наши ученые. И что, если эти цивилизации достигли этого уровня меньше тысячи лет назад, и следы их присутствия до нас просто еще не дошли?
Не работает тут "бритва Оккама": до изобретения микроскопа точно той же "бритвой Оккама" можно было оправдать отсутствие микроорганизмов: если мы их не видим, значит их попросту нет. Аргумент "мы их не видим потому что мы слепы" почему-то не рассматривается...