Фото: DPA / TASS

Фото: DPA / TASS

Несколько лет назад Netflix совершила революцию в индустрии развлечений и серьезно повлияла на пользовательские привычки аудитории (а фраза «Netflix and сhill» стала нарицательной). И хотя в компании шутят, что их главный конкурент – это сон, последние месяцы говорят о том, их бизнес-конкурентам есть что противопоставить лидеру рынка. Стриминговые сервисы становятся мейнстримным способом потребления контента, и гиганты Кремниевой долины просто не могут упустить этот рынок. Перекупая у кинокомпаний за сумасшедшие деньги лучших сценаристов и режиссеров, IT-гиганты организовывают собственное производство, нацеливаясь на конкуренцию с Голливудом. Профессор Джин дель Веккьо из USC Marshall School of Business уверен, что сражение за рынок развлечений будет «жестоким, грязным и выживут в нем далеко не все».

Масштабный передел, или «стриминговая война», как о ней отзываются в западных СМИ, обусловлен двумя основными факторами. Первый – продолжающийся быстрый рост крупнейших IT-компаний мира. Взгляните на увеличение их капитализации за 2017 год: Alphabet – +35,7% ($729 млрд), Apple – +47% ($868 млрд), Facebook – +51% ($512 млрд), Alibaba – +93,3% ($441 млрд). Технологические гиганты, располагающие огромными ресурсами, просто не могут не расширять присутствие на новых для себя рынках. Второй – изменение потребительских привычек. Кому в 2018 году нужны Blu-Ray и фильмы в iTunes, когда Netflix или Hulu по стоимости одного-двух дисков дают доступ к гигантским онлайн-кинотеатрам, в которых есть все фильмы прошлых лет, а также актуальные сериалы, фестивальные картины, а теперь и эксклюзивные массовые кинорелизы с голливудскими звездами?

«Аполлон-13», породивший Netflix

В далекие 90-е никакого стриминга еще не существовало, поэтому изначально Netflix, запустившаяся в 1997 году, была обычным сайтом, предлагавшим взять кассеты и DVD в аренду. Все доставляли по почте, оплату принимали банковскими картами. Забавно, что по легенде основатель компании Рид Хастингс сделал Netflix из-за того, что не сдал вовремя диск с фильмом «Аполлон-13» и задолжал 40 долларов. В его сервисе, думал Хастингс, просрочить сдачу фильма будет невозможно – пользователь будет покупать ежемесячную подписку, позволяющую брать сколько угодно дисков на неограниченное время.

Первая библиотека Netflix насчитывала около девятисот дисков. Через 10 лет после запуска сервис представил услугу видео по запросу. Теперь фильмы и сериалы можно было смотреть в интернете за почасовую оплату. Идею восприняли скептически по двум причинам: мало кто был готов пользоваться платным онлайн-телевидением, а фильмы и сериалы большинство пользователей предпочитали нелегально скачивать с торрент-трекеров.