Александр Ларьяновский. Фото: Александр Уткин для Republic

Александр Ларьяновский. Фото: Александр Уткин для Republic

Онлайн-школа по изучению английского языка SkyEng появилась в 2012 году и через шесть лет оказалась в списке крупнейших компаний Рунета по версии Forbes. Ее стоимость оценивается в $80–100 млн. Сейчас с помощью сервиса английский учат 24 тысячи учеников. Управляющий партнер SkyEng Александр Ларьяновский побеседовал с нами о доказательной педагогике и новых технологиях в образовании.

Об учениках

– Соцопросы показывают, что 86% россиян не говорят ни на одном иностранном языке. Чем это объяснить?

– Им незачем его учить. Иногда язык нужен для карьеры, но это в основном сфера IT, фармацевтики и другой бизнес, связанный с импортом-экспортом. И все. До кризиса люди говорили, что хотят путешествовать и для этого им нужен английский. Но с 2015 года число выезжающих за рубеж резко сократилось.

Еще одна история – это быт. Самый очевидный пример. Можно взять лекарство, погуглить его на русском языке и попытаться узнать, есть ли какие-то клинические испытания, работает ли оно, или это очередной фуфломицин. В шуме найти реальную доказательную клиническую базу невозможно. А на английском языке нужен всего один запрос, чтобы все узнать. Или, например, что-то не так с телефоном и на английском можно быстрее найти решение проблемы. Совокупность таких вещей – это и есть быт. Улучшение качества жизни на потребительском уровне. Но людей, которые это понимают, пока еще очень мало. Если выкинуть школьников, которые учат язык, это пара процентов.

– А когда ситуация изменится и большая часть россиян заговорит по-английски?

– Знания ради знаний никому не нужны. Я даже не знаю, сколько людей могут научиться эффективно считать свои финансы, а это куда более востребованный навык. Все будет зависеть от спроса. Вот сейчас у нас будет чемпионат мира по футболу, и страна будет позориться там, где надо общаться с людьми. Не важно, будут ли это сотрудники охраны правопорядка или сферы обслуживания. Какое-то количество из них поймет, что было бы неплохо выучить язык. Но чемпионат закончится, так что зачем? Если бы они знали, что через месяц у них будет еще одно такое мероприятие, потом еще одно, то в какой-то момент они бы сказали: «Черт, надо что-то делать!»

Если произвольному срезу людей, например тысяче человек, задать вопросы из школьной программы пятых-восьмых классов, то количество правильных ответов будет очень низким. И не важно, когда они окончили школу, год или тридцать лет назад. Зато сто процентов ответят правильно на вопрос, что означает поднятая рука. Это знание было нужно для выживания в школе, его с собой в могилу унесут. Вот так устроено образование в целом.

– Почему в российских школах или университетах так плохо учат языку?