Территориальное расширение городов – практика, довольно характерная для России. Именно таким искусственным образом в недавнем прошлом за счёт пригородных сёл городом-миллионником стал Воронеж, есть и другие примеры. Однако даже на этом фоне масштабы мегапроекта «Новая Москва» беспрецедентны, особенно с учётом того, что для этого понадобилось изменение границ субъектов Федерации (на что раньше, в отличие от изменения муниципальных границ, было наложено негласное табу).
Уже почти шесть лет назад, 1 июля 2012 года территория Москвы была искусственно увеличена в 2,4 раза за счет куска Московской области. Отличительной особенностью мегапроекта стала неопределенность планов его развития. Изначально грандиозные идеи (разгрузка центра Москвы и вывод на присоединенные территории ряда «центральных» административных и деловых функций) по формированию нового ядра градостроительного развития столицы были дезавуированы уже в течение первого года.
Другой, жилищный вектор развития Новой Москвы вначале связывался с проектами создания принципиально новых комфортных пригородных жилых зон со статусом городских. Появилась надежда на реализацию идеи координируемой субурбанизации.
Мы попытались проанализировать историю развития присоединенных территорий в исследовательском проекте Русского географического общества «Неизвестное рядом: пять лет Новой Москве».