Авигдор Либерман и Сергей Шойгу. Фото: Tsafrir Abayov / AP / TASS

Авигдор Либерман и Сергей Шойгу. Фото: Tsafrir Abayov / AP / TASS

Запланированные на 31 мая переговоры в Москве между министром обороны РФ Сергеем Шойгу и его израильским коллегой Авигдором Либерманом пресса Израиля уверенно интерпретировала как свидетельство того, что две страны, не первый год эффективно сотрудничающие по сирийскому досье, достигли новых негласных договоренностей. Возможное соглашение касается южных районов Сирии, иранское (или проиранское) присутствие в которых вызывает тревогу израильского руководства. По мере того как сирийская история близится к финалу, перед Москвой все четче вырисовывается необходимость выбора – попытаться оказать давление на Иран, который в Сирии демонстрирует свои геополитические амбиции, или продолжать придерживаться политики относительного нейтралитета.

План Нетаньяху

Как пишут израильтяне, достигнутые по непубличным военным каналам договоренности с Израилем обязывают Россию обеспечить отвод иранских и проиранских (прежде всего имеются в виду бойцы ливанской группировки «Хезболла» и шиитские ополченцы) сил от южных рубежей Сирии. Взамен власти еврейского государства готовы дать добро на то, что южные провинции Дераа, Кунейтра и Сувейда, где остаются группировки умеренной оппозиции, будут отданы в руки армии Башара Асада. Даже район, находящийся вблизи оккупированных Голанских высот. Очевидно, контуры сделки по югу Сирии оформились на минувшей неделе – когда Либерман получил приглашение посетить Москву. Вместе с ним в российскую столицу отправились глава военной разведки АМАН генерал-майор Тамир Хайман, а также руководитель военно-политического отдела оборонного ведомства Зоар Палти.

В российском МИДе никак не прокомментировали сообщения о российско-израильской сделке. Отвечая на вопросы журналистов в Москве 29 мая, спецпредставитель президента по Ближнему Востоку и странам Африки, замминистра иностранных дел Михаил Богданов сообщил, что не располагает такими данными. Впрочем, косвенным доказательством могут служить слова, сказанные Сергеем Лавровым на пресс-конференции с руководителем внешнеполитического ведомства Республики Мозамбик Жозе Пашеку 28 мая. Глава российской дипломатии заметил, что отвод всех несирийских сил от южных районов изначально был внесен в соглашение о юго-западной зоне деэскалации, которое было заключено РФ, США и Иорданией в 2017 году в Аммане. «Итогом всей этой работы, которая должна продолжаться и продолжается, должна стать ситуация, когда на границе Сирии с Израилем с сирийской стороны будут стоять представители вооруженных сил Сирийской Арабской Республики», – подчеркнул министр. По его словам, вывод несирийских армейских подразделений «должен осуществляться на взаимной основе».