Несмотря на волну массовых протестов против реформы пенсионной системы, в том числе официально согласованные митинги под руководством парламентских партий, власть, похоже, не готова отступать от своих намерений. Это заставляет вспомнить судьбу предыдущих массовых социальных протестов – от митингов против монетизации льгот в 2000-е до недавних более локальных протестов с экологической, экономической или градостроительной тематикой. Вызовет ли пенсионная реформа, явно весьма непопулярная, такую же или еще более сильную волну массового недовольства? Для этого стоит внимательнее изучить опыт социальных протестов в последние годы.
Социальные и политические протесты: каких больше?
Надежных данных по социальным протестным акциям нет. Внутренняя информация для госорганов, основанная на полицейских сводках, закрыта для граждан и, скорее всего, тоже неполная. Независимые аналитические центры чаще специализируются на отдельных видах протестов, например, трудовых или экологических, и не дают общую картину.
Мониторинг региональных рисков, который ведет Комитет гражданских инициатив, – попытка восполнить этот пробел. В мониторинге учитываются как социальные, так и политические протесты, в том числе с детализацией по регионам. Каждому региону и по каждой категории выставляется оценка публичной активности по шкале от 0 до 3. С 2014 года, когда мы начали этот проект, протестная активность почти все время росла, причем социальные протесты не отставали от политических, а нередко и опережали их.
Протестуют не там, где плохо, а там, где можно
Динамика политического протеста в целом привязана к календарю общенациональных выборов или к крупным организованным кампаниям (например, к антикоррупционной повестке весны-лета 2017 года, связанной с именем Алексея Навального). Что касается социальных протестов, то их динамика и распространенность по территории должны, по идее, определяться экономической ситуацией: чем она хуже, тем больше протестуют. Но это предположение не подтверждается нашими данными.