Евгений Яковлев. Фото: Ольга Иванова для Republic

Евгений Яковлев. Фото: Ольга Иванова для Republic

Насколько эффективны меры, которые принимает государство для борьбы с алкоголизмом? Профессор РЭШ Евгений Яковлев разработал структурную модель спроса на алкоголь, которая учитывает не только цену крепких напитков, но и социальные эффекты и привычки людей. В рамках Экономического лектория РЭШ Яковлев рассказал об итогах своего исследования. Republic приводит основные тезисы лекции.

Иногда даже на простые вопросы, допустим, «имеет ли реформа эффект», сложно ответить. Если вы сходите, например, на Гайдаровский форум и послушаете аргументы за и против повышения цен на алкоголь, вы увидите, что обеим сторонам есть что сказать. Как оценить ту или иную государственную политику? Этим вопросом мы и занимаемся в наших исследованиях.

Мы оцениваем результаты государственной политики, скажем, «тихой антиалкогольной кампании», которая идет в последние 12 лет в России. Что изменило регулирование на табачном рынке? В 2007 году и позднее – в 2011–2012 годах – в стране провели ряд реформ по повышению рождаемости – это федеральный и региональный материнские капиталы. Имели ли они эффект и какой? Краткосрочный или долгосрочный?