Клиент забирает готовый заказ в автоматизированном ресторане быстрого питания Eatsa в Нью-Йорке. Фото:  Johannes Schmitt-Tegge / DPA / TASS

Клиент забирает готовый заказ в автоматизированном ресторане быстрого питания Eatsa в Нью-Йорке. Фото: Johannes Schmitt-Tegge / DPA / TASS

Сотрудники Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте Эндрю Макафи и Эрик Бриньолфсон – одни из самых известных и авторитетных авторов, пишущих о будущем технологий. Несколько лет назад был опубликован их бестселлер «Вторая эра машин». Затронутая там тема цифровой революции впоследствии получила развитие в следующей книге – «Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее» (вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»). С сокращениями публикуем из нее главу, посвященную вторжению робототехники в исконно человеческую сферу – сферу услуг.

Еда редко бывает одновременно питательной, вкусной и доступной по цене. Еще более необычно, если при всех этих достоинствах она также дает общее представление о перспективах автоматизации.

Первый ресторан Eatsa открылся в районе Саут-оф-Маркет в Сан-Франциско в 2015 году. Он предлагал различные вегетарианские блюда из киноа – южноамериканской зерновой культуры, отличающейся превосходными питательными свойствами. В сети Eatsa вместе с киноа использовали кукурузу, бобы, баклажаны и соус гуакамоле; блюда имели такие названия, как «Юго-западный скрэмбл» и «Не беспокойся, карри».

Прежде чем приняться за еду, посетители Eatsa сталкиваются с кое-чем необычным: они заказывают, оплачивают и получают ее, не встречаясь ни с кем из работников. При входе в ресторан клиенты видят ряд планшетных компьютеров. С любого из них можно сделать заказ и оплатить его картой (в ресторанах Eatsa не принимаются наличные). Пока еда готовится, большой экран показывает имена клиентов, полученные с пластиковых карт. Когда имя приближается к верхней части списка, рядом с ним появляется число, соответствующее одной из примерно двадцати ячеек – небольших отверстий в стене, закрытых панелями. Эти панели – прозрачные жидкокристаллические дисплеи, на каждом из них отображается имя клиента посередине и маленький кружок в правом верхнем углу. Нужно два раза прикоснуться к кружку, чтобы панель открылась и можно было забрать еду, упакованную навынос (в ресторане мало мест для сидения).

В заведениях Eatsa есть небольшой штат администраторов, которые показывают новичкам, как обрабатывать заказы, и отвечают на вопросы, но большинству посетителей не приходится иметь с ними дело. Первые отзывы об Eatsa были превосходными. Один восторженный клиент сказал: «В этом ресторане вам не нужно взаимодействовать ни с одним человеком. Воспользуйтесь экраном, и через несколько минут вы получите вкусную питательную еду по умеренной цене. Присоединяйтесь».