Граффити на стене в Бразилии. Фото: Zuma / TASS

Граффити на стене в Бразилии. Фото: Zuma / TASS

Однажды в офис 40-летнего профессора Массачусетского технологического института (MIT) Сезара Идальго зашла студентка, он в это время слушал композицию Джона Леннона «Imagine». Девушка не опознала песню, предположив, что звучит Coldplay. Идальго решил изучить, как долго в коллективной памяти сохраняются различные культурные феномены.

В декабре 2018 года группа ученых под его руководством опубликовала исследование об этом. Они использовали данные таких источников, как Billboard, Spotify, IMDb, «Википедия», Бюро США по патентам и товарным знакам и Американское физическое общество (последнее хранит информацию обо всех статьях по физике, опубликованных с 1896 по 2016 годы). Результатом стали математические модели для подсчета скорости выбытия из коллективной памяти некогда популярных песен, фильмов, личностей и научных работ.

Выяснилось, что люди и вещи хранятся в «устной памяти» от 5 до 30 лет. Затем они переходят в письменные (и онлайн) источники – в стадию медленного забытья. Технологический прогресс, расцвет печатной прессы, радио и ТВ, интернет – все это влияет на степень нашего внимания, считает сам Идальго. Все наши культурные продукты, таким образом, следуют по пути вымывания из коллективной памяти.