В 2018 году встраивание российских муниципалитетов в единую властную вертикаль фактически завершилось, и городов, где население все еще может избирать мэров, осталось совсем мало. Власти утверждали, что отмена всенародных выборов глав муниципалитетов повысит эффективность управления: избранные градоначальники были слишком автономны от региональной власти и пренебрегали сигналами, исходящими сверху. Считалось, что согласование кандидатуры будущего мэра с региональной властью повысит координацию на разных уровнях и снизит конфликты между ними. Но на деле последствия централизации оказались весьма неоднозначными. И хотя сейчас процесс отмены выборов остановился, уже можно оценить основные итоги развития муниципального управления в условиях централизации.
Выборы: прямые vs косвенные
Отменять прямые выборы глав муниципалитетов в России начали еще с 2005 года, но действительно массовый характер этот процесс приобрел после 2014 года, когда поправки в законодательство позволили регионам самостоятельно определять форму избрания глав муниципалитетов. И если в 2012 году больше половины российских городов ещё сохраняли прямую избираемость мэров, то в 2015-м таковых осталось лишь 22%, а в 2017-м – уже 8,7%. После отмены прямых выборов мэра в Екатеринбурге городов с прямыми выборами осталось лишь 7. По данным Минюста, к марту 2018 года из 588 городских округов прямые выборы мэра сохраняются в 65 (11%), что больше, чем в 2017: похоже, авторы реформы поняли, что слишком закрутили гайки и решили немного сдать назад.
Есть два основных варианта непрямых выборов мэра, сменившие прямые выборы в большинстве муниципалитетов. В первом случае глава муниципалитета избирается из числа депутатов местной думы, во втором – они лишь участвуют в работе конкурсной комиссии, которая отбирает кандидатов. При этом такая комиссия лишь наполовину формируется из представителей муниципалитета, вторая ее половина – это представители региона. Решающий голос в комиссии принадлежит председателю, который, как правило, является доверенным лицом губернатора. К 2017 году 68% городских округов приняли второй вариант, и это не удивительно.
Разумеется, прямые выборы – самая демократическая форма избрания на должность, и исследования показывают, что они повышают отзывчивость местных властей на запросы граждан. Исследовательница Сарани Саха, сравнив политику всенародно избранных мэров США и их коллег, избранных из состава депутатов, пришла к выводу, что первые более склонны выделять средства на публичные блага, такие как дороги и безопасность. Вероятно, избираемые руководители в большей степени мотивированы политической логикой, тогда как сити-менеджеры более автономны от населения и тратят меньше средств на покупку их доверия. В России, как показывает исследование Ноа Бакли и его коллег, избранные мэры более образованы, и у них больше политического опыта. Сами граждане, согласно опросам, недовольны, что им не дают избирать мэров и глав муниципальных районов.