В конце января южноафриканский фонд Naspers объявил, что увеличивает свою долю в российском сервисе онлайн-объявлений Avito с 70,4% до 99,6% (оставшиеся 0,4% остались у менеджмента ресурса). За дополнительные 29,1% акций фонд заплатил $1,16 млрд, а весь бизнес Avito оценен в $3,85 млрд. По сравнению с 2015 годом, когда Naspers первый раз нарастил долю в активе, стоимость последнего выросла почти в полтора раза. Avito входит в число крупнейших интернет-компаний РФ и дает Naspers отличную возможность укрепить позицию на рынке классифайдов (ресурсов, где размещаются тематические объявления) – его российский сегмент оценивается в 30 млрд рублей.
Выгодный актив
Avito основали в 2007 году шведские бизнесмены Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. На первом этапе в актив инвестировали два фонда из Швеции – Kinnevik и Vostok Nafta. Сначала Avito значительно уступал уже имеющимся на рынке конкурентам – газете «Из рук в руки», сайтам объявлений OLX и Slando (который создавался вместе с eBay). Настоящая популярность пришла к Avito только три года спустя, после активной рекламной кампании со слоганом «Сколько стоит твой беспорядок?». По одной из оценок (в Avito с ней не соглашались), в 2010 году на раскрутку ресурса его основатели потратили 116 млн рублей.
Есть на Дальнем Востоке один замечательный сервис - farpost, который не оставляет Авито и шансов, и всё местное население пользуется им. Худшее, что с этим сервисом может случиться, это если его купит Авито (Naspers)
> По одной из оценок (в Avito с ней не соглашались), в 2010 году на раскрутку ресурса его основатели потратили 116 млн рублей. После рекламной кампании число просмотров сайта Avito возросло в 16 раз до 479 млн в месяц, а число объявлений на нем увеличилось в семь раз – до 1,8 млн.
--
Лично меня это всегда убивает на повал:
1). Сделали что-то, не хорошее и не плохое, но главное, абсолютно никому не нужное (по крайней мере, если судить по реакции потенциальных юзеров).
2). Прибавили к этому "что-то" 116 млн единиц какой-нибудь валюты, единственный физический эффект которых было загрязнение иформационного эфира жутким количеством назойливого шума, который несомненно вызвал неизмеримое количество раздражения у миллионов, а также миллионы часов потерянного времени.
3). В результате, это изначальное никому не нужное "что-то" вруг стало всем нужно аж в 16 раз!
--
Я всегда после такого задаюсь мыслью: Ну неужели нельзя придумать какой-то общественный механизм, какую-то экономическую/поисковую систему (искусственный интеллект какой-нибудь), чтобы избавиться от этого промежуточного шага (2), а вместе с ним и этого напрасного выбрасывания на ветер миллионов денег, а также времени и и нервов людей?
И второе, почему поделка людей сделавших что-то имеет какой-то смысл только тогда, когда в дополнение к ней ещё найдётся и невероятно богатый дядя (которого за это, вообще говоря, много кто ненавидит!), который соизволит кинуть на это "что-то" несколько своих миллионов, и всё только для того, чтобы организовать вот такой никому физически ненужный шум, и в конечном счёте сделаться с этого богатым (и возможно ненавистным другим) ещё более, в разы?
Почему шум ненужный, если кол-во просмотров возрасло в 16 раз? Кол-во просмотров увеличело кол-во пользователей - увеличилось кол-во продавцов, размещающих платные объявления
Рекламный шум я назвал ненужным по производимому им физическому эффекту. Вот едет трактор. От него много шума. Вы скажете: да, но трактор же едет, каков эффект! Но шум ли движет этот трактор? Может ли он двигаться без шума? То же самое реактивные самолёты. Когда-то они ревели так, что возле аэропорта и находиться было невозможно. Сейчас их едва слышно. Но самолёты то летают даже ещё лучше!
--
В качестве "бесшумной" рекламы, можно привести Google AdWords: платные объявления всплывающие при нацелленном поиске. А вот те гугловские объявления, которые показывают на сайтах, уже нельзя назвать совсем "бесшумными". Но предел назойливости - это конечно реклама по телевиденью. Она же наверно и самая дорогая.
--
Я называл также "ненужным" этот сервис Avito до всего этого рекламного наступления. Это был сарказм. "Ненужным" он воспринимался теми, на кого он был ориентирован. Они его не замечали, не пользовались им просто. Потому, такую реакцию и можно интерпретировать, что до рекламы эта Avita им всем была не нужна. (Мне такая ситуация очень хорошо знакома!) И вот понадобилась эта многомиллионная реклама, которая физически не прибавила никому ничего (абсолютно ничего!), а засрала только мозг ненужным информационным шумом миллионам людей. И после этого, этим потенциальным пользователям эта Avita вдруг стала нужна, аж в 16 раз больше стала нужна! Почему? Что собственно изменилось? Что прибавилось? Что, как будто от всей этой рекламы сама Avita стала в 16 раз лучше? А до этого была в 16 раз хуже?
--
Я тут говорю о жуткой неэффективности всего этого процесса. О том, что понадобилось засерать голову всем этим рекламным шумом миллионам людей -- из которых эта Avita интересует на самом деле лишь мизерный процент.
--
Так это ещё не всё. Самое обидное, что этот фокус-покус засерания мозгов и привлечения таким образом к себе внимания доступен очень немногим. Для этого требуется ещё богатый дядя с миллионами -- на самом деле крайне редкостный ресурс! Понаделать таких Авит может сравнительно много кто. А вот богатых дядь желающих профинасировать их рекламирования на всех далеко не хватит. Тут нужно, чтобы много чего совпало, которое может не зависеть от тебя, пусть хоть ты и делал подобную Авиту и даже в 10 раз лучшую.
--
И наконец, бестолочизм номер три: Зачем обществу нужен вообще этот дядя с его миллионами? Какова его физическая роль? Чтобы при помощи его миллионов каким-то образом из хаоса сделать порядок? Чтобы люди заметили то, что было точно так же и до? (А может даже в результате оказалось затоптано и что-то лучшее, что разрабатывалось кем-то параллельно?) А ведь этот дядя не просто так. Он ведь дорого обходится обществу, он обуза ему. Вот он кинул несколько миллионов и получил за них миллиард. Миллиард отнятый у общества как результат жуткой неэффективности всего процесса?
Постоянно цены поднимают за размещение объявлений. Интересно, когда они остановятся.
Жадность авито даже более выражена чем у разработчиков игр со встроенными покупками. Другой вопрос, что продать вполне быстро можно в основном только там. Но, чтобы это произошло, расходы на выделение объявление и пр. средства повышение его заметности, минимум 1,5 тр. Это крайне существенно.