Александр Герасимов. "Художники на даче у Сталина" (1951). Действие происходит в 1933 году: три главных советских живописца того времени получают стилистические и идеологические указания лично от вождя. Слева направо: Сталин, Александр Герасимов, наркомвоенмор Клим Ворошилов, Исаак Бродский, Евгений Кацман.

Александр Герасимов. "Художники на даче у Сталина" (1951). Действие происходит в 1933 году: три главных советских живописца того времени получают стилистические и идеологические указания лично от вождя. Слева направо: Сталин, Александр Герасимов, наркомвоенмор Клим Ворошилов, Исаак Бродский, Евгений Кацман.

В марте 2019 года в Издательстве Яромира Хладика выходит книга Екатерины Андреевой «Соцреализм: от расцвета до заката», посвященная советскому искусству 1930-х –1960-х годов. Мы публикуем отрывок из эссе «Наши импрессионизмы», в котором рассказывается о становлении социалистического реализма – единственного официально одобренного художественного метода в сталинском СССР. Споры шли, в частности, о том, какие стили и направления старого и нового искусства достойны того, чтобы войти в новый социалистический канон. Передвижники? Вероятно. Греческая классика? Возможно. Импрессионисты?…

Разумеется, это не было похоже на академическую дискуссию о стиле: в кровопролитной атмосфере начала тридцатых любая дискуссия – шла ли речь о генеральной линии ВКП(б) или о наследии импрессионизма, – превращалась в ожесточенную схватку, ставкой в которой был в лучшем случае запрет на профессию, а в худшем – свобода и жизнь…